В Беларуси за три года число субъектов на рынке такси выросло на 43,4%

В Беларуси с 2017 по 2019 год количество субъектов, оказывающих услуги такси, возросло на 2223, или на 43,4%. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщили в отраслевой лаборатории антимонопольного и ценового регулирования, регулирования в области торговли БГЭУ по итогам исследования рынка нерегулярных городских пассажирских перевозок легковыми авто.


"По итогам прошлого года число субъектов — 7441 организация и индивидуальный предприниматель. Такой вид экономической деятельности как аренда авто с водителем начал учитываться в статистике только в 2019 году и был представлен 608 субъектами на конец года. ИП составляют до 88% от общего числа субъектов на рынке такси, в сфере аренды легковых авто с водителем — порядка 70%", — рассказали в лаборатории.

В нерегулярных перевозках пассажиров в прошлом году были задействованы около 35 тысяч легковых авто. Этот показатель увеличился примерно на 30% за 2017—2019 годы.

За исследуемый период почти на 60% вырос пассажирооборот автомобилей такси по стране. Однако опросы экспертов рынка и водителей, проведенные отраслевой лабораторией, показали: официальная статистика не в полной мере отражает реальный пассажирооборот. "Исходя из экспертных оценок и результатов опроса водителей, пассажирооборот нерегулярных перевозок легковыми авто за 2019 год составил не менее 1176 млн пассажиро-километров, что более чем в четыре раза превышает официальные данные", — отметили исследователи.

По их словам, на расширение рынка повлияли несколько факторов. Это отмена лицензирования деятельности такси в 2018 году, некоторые другие регуляторные изменения, а также значительное развитие сервисов-агрегаторов. Сейчас на рынке — разнонаправленная динамика отдельных показателей. Растет число поездок на такси, при этом снижается средняя протяженность одной поездки. Увеличивается стоимость 1 километра поездки, однако из-за уменьшения ее средней протяженности падает и средняя стоимость. Также растет заработок водителей благодаря увеличению числа поездок и времени, отводимого занятости в сфере такси.

Исходя из результатов опросов водителей и экспертов, общий объем рынка в прошлом году составил более BYN 824,1 млн. Вклад услуг нерегулярных пассажирских перевозок в ВВП Беларуси находится в диапазоне от 0,086% до 0,35%.

Долю нелегальных перевозок исследователи оценивают на уровне около 30% от общего объема рынка. Величина нелегального рынка, по их подсчетам, составила порядка BYN 239 млн, легального — BYN 585,1 млн.

Также опросы экспертов и водителей показали, что на практике имеет место такая форма перевозок как фрахт. Она в явном виде не выделяется в официальных статистических источниках. В то же время, по оценке исследователей, доля фрахта как подвида экономической деятельности составляет около 40%. Следовательно, возникает необходимость ее учета, прозрачного регулирования и контроля.

Одна из ключевых проблем, которую видят регуляторы, — снижение уровня безопасности и несоблюдение правил дорожного движения, в том числе водителями такси. Как отмечают эксперты, одна из причин этого — отмена лицензирования, которое было инструментом в борьбе с нарушителями. В то же время возврат лицензирования усложнит вход на рынок, что потенциально может отразиться на доле теневого сегмента.

В целом исследование показало, что на рынке сейчас отсутствуют единство, системность и общая методология сбора информации между различными ведомствами, занимающимися регулированием этой сферы. "Несмотря на введенное в 2018 году обязательство с помощью электронных информационных систем (ЭИС) предоставлять в налоговые органы сведения о поездках, возможности ЭИС используются для передачи данных в контролирующие органы не в полной мере. Отсутствие актуальной статистики значительно усложняет оперативное реагирование на все вызовы и проблемы, которые выявляются на рынке нерегулярных пассажирских перевозок такси", — подытожили в лаборатории.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter