«В Беларуси создан правовой комфорт для инвестиций и бизнеса…»

О правовой базе для развития частного бизнеса и привлечения инвесторов в Беларуси нашей газете подробно рассказал министр юстиции Виктор Голованов

Биржевая паника в Азиатском регионе и  ипотечный кризис в США, несомненно, в первую очередь скажутся на векторах движения мирового капитала. Страны СНГ становятся более привлекательными для инвестиций. Скажем, прогресс белорусской экономики впечатляет. В то время как развитые страны за последние пять лет прибавляют по 1,5—2 % ВВП в год, в Беларуси с 2002 года этот показатель растет в среднем на 9—9,5 % в год. Для более активного привлечения инвестиций — и внутренних, и внешних — в реальный сектор экономики в нашей стране сегодня созданы многие законодательные нововведения. О правовой базе для развития частного бизнеса и привлечения инвесторов подробно  рассказал министр юстиции Виктор Голованов (на снимке). 

— Виктор Григорьевич, какие ключевые законодательные акты были приняты в прошедшем году для упрощения ведения бизнеса? 

— В последнее время наша страна сделала беспрецедентные шаги в деле совершенствования, упрощения правового механизма, регулирующего деятельность предпринимательства, создания благоприятного инвестиционного климата. Главой государства принят ряд нормативных правовых актов, которые, без преувеличения, можно назвать судьбоносными для развития экономики Беларуси, создания наиболее комфортных условий для отечественных и зарубежных инвесторов. 

На основе анализа действующего законодательства, зарубежного опыта принят Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 года № 3, в соответствии с которым произошло значительное упрощение процедур государственной регистрации и ликвидации юридических лиц и предпринимателей, сокращены сроки госрегистрации (15 дней с момента обращения за государственной регистрацией и до момента выдачи соответствующих документов). Сокращено также число документов, представляемых для государственной регистрации, отменена обязательность указания в учредительных документах видов деятельности (кроме лицензируемых), введен принцип одного окна при ликвидации. Регистрирующий орган теперь не вправе отказать в государственной регистрации в случае, если представлены все необходимые документы и не выявлено обстоятельств,  которые бы служили основанием для отказа в государственной регистрации. Вопрос согласования наименований передан для решения на местах, отменена необходимость предоставления гарантийных писем — подтверждений для места нахождения юридического лица создаваемой организации. Министерство юстиции определено ответственным за проведение единообразной политики регистрации всех субъектов хозяйствования в республике. 

— Но когда в Беларуси будет уже действовать заявительная система регистрации бизнеса? 

— Мы впервые так близко подошли не только к заявительному принципу регистрации, но и к созданию единого регистрирующего органа для всех субъектов хозяйствования, как отечественных, так и зарубежных, что позволит ввести единые правила игры для регистрации всех субъектов хозяйствования, как отечественных, так и зарубежных. 

Значительно упрощена лицензируемая деятельность субъектов хозяйствования. Так, Декретом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2007 г. № 7 сокращено количество документов, необходимых для получения лицензий; введен заявительный принцип при продлении срока действия лицензий; закреплен механизм, допускающий сокращение действия лицензий при приостановлении ее по одному из объектов, разрешено заверение копий лицензий самим юридическим лицом, а не лицензирующим органом, как это было раньше. Указанные меры значительно дебюрократизируют весь правовой механизм, регулирующий лицензируемую деятельность субъектов хозяйствования. 

— Один из приоритетов в Беларуси — развитие предпринимательства в сельских населенных пунктах. Какие преференции обещает государство инвесторам в сельской местности? 

— 1 января 2008 года вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 года № 9 «О некоторых вопросах регулирования деятельности на территории сельских поселковых пунктов». Декретом предоставляются беспрецедентные льготы организациям и индивидуальным предпринимателям, которые находятся в сельских населенных пунктах и производят товары, выполняют работы или оказывают услуги в этих или иных населенных пунктах. 

Установлено, что сроком на 5 лет (включая 2012 год) такие субъекты освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на недвижимость (по недвижимости на территории сельских населенных пунктов), им снижены размеры пошлин за получение лицензий, они освобождены от уплаты пошлины за внесение изменений и дополнений в лицензии. 

В случае ввоза оборудования, запасных частей к нему для увеличения своего уставного фонда субъекты хозяйствования, действующие на селе, освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. 

Указанным субъектам разрешено до 2010 года включительно не производить отчисления в инновационные фонды при осуществлении деятельности в области строительства и производства строительных материалов, а все иные организации (даже не находящиеся на территории сельских населенных пунктов) не производят такие отчисления, выполняя строительные работы для организаций, находящихся в сельских населенных пунктах. 

Этим организациям и юридическим лицам предоставлено право на получение кредита в банке на сумму до 20 тысяч евро для организации инвестиционных проектов без обеспечения его залогом, поручительством и т.д. 

Предоставленные льготы не распространяются только на тех, кто производит подакцизные товары (например, алкоголь), ювелирные изделия, осуществляет лотерейную, банковскую и некоторые другие виды деятельности, а также на тех, кто уже воспользовался упрощенной системой налогообложения, уплачивает единый налог либо сбор за осуществление ремесленной деятельности. 

Принятый декрет позволит существенным образом поднять уровень хозяйственной жизни на селе, а в целом — успешно реализовать Программу возрождения села, одобренную Президентом страны. 

Решительные меры по развитию и возрождению экономики малых городов приняты главой государства Декретом от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)». Данным актом предоставляются значительные льготы и преимущества юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность в населенных пунктах численностью до 50 тысяч человек. 

В целях стабильности развития предпринимательства, в том числе с привлечением иностранного капитала, Декретом № 1 установлено, что субъекты хозяйствования со дня их создания и в течение 5 лет освобождаются от налога на прибыль, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога на недвижимость, регистрационных и лицензионных сборов, а также иных налогов и сборов. 

При ввозе на таможенную территорию нашей республики коммерческими организациями с иностранными инвестициями технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в качестве вклада в уставной фонд предусмотрено также освобождение таких товаров от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость. 

Кроме налоговых льгот, к коммерческим организациям при приобретении сырья, комплектующих и материалов для собственного производства, а также при осуществлении внешней торговли товарами собственного производства не применяются специальные процедуры закупок, поставок либо проведения тендеров, осуществляемых уполномоченными государственными органами либо комиссиями; для них не устанавливаются минимальные при импорте и максимальные при экспорте цены на товары. 

Декретом предоставлено также право организациям при осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь самостоятельно устанавливать и применять свободные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) собственного производства. Исключение составляют лишь социально значимые товары. 

Установленные декретом льготы не вправе применять организации, осуществляющие производство товаров (работ, услуг) с использованием основных средств и (или) труда работников вне населенного пункта, в котором они осуществляют свою деятельность. 

Льготы не распространяются на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения; организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; организации, осуществляющие производство и (или) реализацию алкогольной продукции, табачных изделий; резидентов свободных экономических зон и Парка высоких технологий и ряд иных организаций. 

— Декрет № 1 рассчитан на привлечение внутренних или иностранных инвестиций? 

— Декрет интересен для всех предпринимателей: и белорусских, и зарубежных.  Законодательный акт предусматривает положения, гарантирующие иностранным инвесторам стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Согласно декрету на протяжении пяти лет с момента создания (государственной регистрации) в Беларуси организации, в деятельность которой иностранный инвестор желает вложить свои средства, она будет гарантированно пользоваться всеми льготами, которые предлагает декрет, несмотря на все возможные изменения белорусского законодательства, потенциально ухудшающие или усложняющие условия для того или иного вида деятельности. 

В целом декрет призван активизировать предпринимательскую деятельность, стимулировать производство и реализацию товаров, работ, услуг за пределами крупных городов, где граждане Республики Беларусь также нуждаются в хорошем качестве и ассортименте услуг и товаров,  развитой инфраструктуре, заинтересованы в рабочих местах, градообразующих предприятиях. 

— Один из ключевых макроэкономических показателей для белорусской экономики — внешнеторговое сальдо. Как законодательно сегодня стимулируется внешнеэкономическая деятельность предприятий? 

— Весьма значимым для хозяйственной жизни страны явился Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 40 «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности». 

До недавнего времени правовая регламентация института добросовестных участников внешнеэкономической деятельности осуществлялась на ведомственном уровне — постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. 

Изданный главой государства 28 января 2008 г. Указ № 40 направлен на упрощение для соблюдающих таможенное законодательство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей таможенных операций, связанных с представлением товаров к таможенному оформлению. 

Со вступлением в силу указа получение статуса «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» стало более доступным как для юридических, так и для физических лиц. 

Так, одно из требований, которым должно соответствовать заинтересованное в получении такого статуса лицо (юридическое лицо) является: удовлетворительная структура бухгалтерского баланса за год,  предшествующий обращению, либо наличие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) основных средств (фондов) остаточной стоимостью не менее ста тысяч базовых величин. 

До вступления указа в силу заинтересованному в получении соответствующего статуса юридическому лицу необходимо  было иметь основные средства (фонды) указанной выше стоимости только в собственности, что не позволяло получить такой статус лицам, у которых данные основные средства (фонды) находились на праве оперативного управления  или хозяйственного ведения. 

В соответствии с указом индивидуальный предприниматель для получения статуса «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» должен иметь в собственности основные средства (фонды) остаточной стоимостью не менее 10 тысяч базовых величин. До принятия указа эта сумма составляла 100 тысяч базовых величин (в десять раз больше), что делало получение данного статуса для индивидуальных предпринимателей практически невозможным. 

Указом предусматривается присвоение заинтересованному лицу статуса «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» сроком на 3 года. Прежде указанный срок не мог превышать 12 месяцев. 

Кроме изложенного, для лиц, обладающих статусом «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности», указом предусмотрены следующие преимущества: 

не требуется предоставлять обеспечение налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, следующих через таможенную территорию Республики Беларусь в режиме транзита; 

предоставлена возможность хранения товаров в режиме временного хранения на складе самого обладателя статуса; 

предусмотрена возможность таких лиц самостоятельно налагать средства идентификации на товары и транспортные средства, представляемые ими к таможенному оформлению; 

допускается помещение товаров под таможенный режим свободного обращения до представления таможенной декларации и исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов. 

Указом предписано правительству принять меры, направленные на пропуск в автодорожные пункты пропуска через Государственную границу Республики Беларусь автомобильных транспортных средств, перевозящих товары, отправителями которых являются лица, обладающие статусом «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности», вне очереди. 

В целом указ направлен на стимулирование соблюдения таможенного законодательства субъектами хозяйствования. Он повлечет ускорение оборота финансовых средств добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, позволит снизить себестоимость производимой продукции, обеспечить увеличение объемов товарной продукции, в том числе экспортируемой. 

— В каком правовом поле будут развиваться свободные экономические зоны? 

— Главой государства предприняты также меры, направленные на повышение эффективности свободных экономических зон. В частности, Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 42 внесены отдельные изменения в ряд указов Президента страны, регулирующих деятельность свободных экономических зон республики. 

Для крупных инвесторов, которые готовы прийти работать в Беларусь с инвестициями более 1 миллиона евро, предложены привлекательные условия деятельности на территориях свободных экономических зон. Льготный режим, существующий в пределах таких зон, предлагается для наиболее крупных инвесторов. Помимо существующих лояльных условий, дополнительно предложены иные. Так, зарегистрироваться в качестве резидента свободной экономической зоны стало проще: для этого теперь достаточно самостоятельного решения администрации зоны. 

Организации, являющиеся резидентами СЭЗ Республики Беларусь, будут уплачивать налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 процентов от ставки, установленной законодательством. 

Новым указом резиденты СЭЗ освобождаются также от налога на: 

недвижимость по основным средствам (объектам незавершенного строительства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ, и транспортным средствам независимо от направления использования указанных основных средств (объектов незавершенного строительства) и транспортных средств; 

приобретение автомобильных транспортных средств независимо от цели их приобретения. 

Ранее резиденты СЭЗ не могли воспользоваться льготами, действующими для них при реализации товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны. Аналогичное правило распространялось и на отдельные виды производств, которые не могут быть размещены в пределах свободных таможенных зон в силу ограничений или запретов, установленных законодательством. На сегодняшний день это ограничение устранено. 

Принятием настоящего указа Республика Беларусь выразила готовность обеспечивать в первоочередном порядке финансирование расходов по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, которая будет необходима для реализации особо крупных инвестиционных проектов, которые предполагают вложение инвестиций не менее 10 миллионов евро. 

Указом также предусмотрен ряд гарантий для инвесторов, работающих в свободных экономических зонах. Такие гарантии свойственны законодательству многих стран мира и направлены на привлечение иностранных инвестиций. 

Речь идет о гарантии со стороны государственной власти Республики Беларусь в течение семи лет с момента регистрации инвестора в качестве резидента СЭЗ сохранять неизменными льготы (они могут быть только улучшены), существующие для них в настоящее время. 

Для субъектов, работающих на территориях СЭЗ (то есть тех, кто готов вложить в проект инвестиции более 1 миллиона евро), изменен принцип определения ежегодной базовой ставки арендной платы за земельные участки и снижен коэффициент, применение которого используется для определения этого размера. 

Так, теперь независимо от вида деятельности, который предполагается осуществлять на арендуемом земельном участке, если он расположен в границах свободной экономической зоны, размер арендной платы определяется с применением конкретного понижающего коэффициента — 0,02. При этом размер арендной платы, определенный на дату заключения договора аренды, не может изменяться на протяжении всего срока договора аренды. 

Интересным для инвесторов является также то, что с 1 апреля 2008 года, становясь резидентами свободной экономической зоны, они освобождаются от обязанности по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Республики Беларусь. Ранее такая продажа должна была ими осуществляться в обязательном порядке в размере 30 процентов от суммы выручки. 

Резиденты свободных экономических зон, осуществляющие деятельность в области строительства, промышленности и строительных материалов, также с 1 апреля 2008 года освобождены от обязанности уплаты повышенных отчислений в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства. 

— Недавно в законодательстве Беларуси появилось такое понятие, как концессия… 

— Законодательством установлено, что инвестиционная деятельность в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся только в собственности государства, либо деятельность, на осуществление которой распространяется исключительное право государства, могут осуществляться на основе концессий. 

Концессия осуществляется на основании договора, заключаемого Республикой Беларусь с национальным или иностранным инвестором, о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории республики отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства либо право пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь. 

До настоящего времени Республика Беларусь еще ни разу не воспользовалась таким экономическим инструментом для привлечения иностранных инвестиций, как концессия. 

28 января 2008 года Президент Республики Беларусь утвердил перечень объектов, предлагаемых для передачи в концессию. В него включены месторождение гипса «Бриневское» (Петриковский район, Гомельская область), месторождение железных руд «Околовское» (Столбцовский район, Минская область), месторождение железных руд «Новоселковское» (Кореличский район, Гродненская область), месторождение бентонитовых глин «Острожанское» (Лельчицкий район, Гомельская область). 

Указ позволит создать благоприятные условия для развития экономики и привлечения в республику иностранных инвестиций. 

— Насколько удалось сократить административные процедуры для субъектов предпринимательской деятельности? 

— Во исполнение поручений главы государства по дебюрократизации деятельности государственных органов по отношению к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, правительством принято постановление от 27 августа 2007 года № 1102, которое явилось методологической и правовой основой проводимой работы по упрощению административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 

Постановлением была предусмотрена подготовка соответствующими государственными органами и иными государственными организациями проектов нормативных правовых актов, предусматривающих конкретные меры по упрощению административных процедур и утверждение их перечня. 

В результате проведенной работы приняты меры по упрощению административных процедур (в том числе сокращению их количества). Принято более 30 постановлений правительства Республики Беларусь, которыми утверждены перечни соответствующих административных процедур, совершаемых конкретными государственными органами и организациями. 

В результате работы: 

— совершение административных процедур переведено с ведомственного уровня правового регулирования на уровень правительства Республики Беларусь; 

— установлены исчерпывающие перечни предоставляемых документов и сокращено количество таких документов; 

— уменьшены и ограничены сроки совершения административных процедур; 

— уменьшен либо ограничен размер взимаемой за их совершение платы. 

Так, из 13 административных процедур, совершаемых Министерством иностранных дел Республики Беларусь, осталось 8 процедур, из которых по двум административным процедурам были сокращены сроки их совершения с двух месяцев до одного месяца, по трем — сокращены перечни документов; из 12 административных процедур, совершаемых Министерством информации Республики Беларусь и подчиненными ему государственными организациями, осталось 6 процедур; по двум из пяти административных процедур, совершаемых Министерством культуры Республики Беларусь, были сокращены сроки совершения административных процедур, а также сокращены перечни документов. 

Осуществляемое внедрение перечней административных процедур в практику позволило существенно упростить содержание самих административных процедур, поскольку будут исключены избыточные процедуры, уменьшено число внутренних согласований. 

Проведенная инвентаризация осуществляемых административных процедур позволит исключить дублирование и параллелизм функций, упростить не только формальную сторону процедур, но и разрешить вопрос осуществления взаимосвязанных государственных разрешительных действий. 

Деятельность по упрощению административных процедур в настоящее время не завершена. Идет работа по совершенствованию административных процедур, которые совершаются местными органами управления, а также по анализу практики применения утвержденных перечней административных процедур. 

Организационное и методологическое руководство данной работой осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь. 

Продолжает проводиться анализ законодательства и зарубежного опыта, изучается общественное мнение, выявляются наиболее проблемные сферы, готовятся конкретные предложения по упрощению иных административных процедур. 

Таким образом, Республикой Беларусь сделаны значительные шаги, чтобы стать страной с открытой экономикой для лиц, желающих приложить свои силы для приумножения экономического потенциала республики, а также для иностранных инвесторов, стремящихся расширить свое присутствие в иных странах. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter