Совет Евросоюза по иностранным делам рассмотрит "санкционный вопрос" в середине февраля

В Беларуси наблюдателей привечают...

ДИРЕКТОР Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Михаэль Георг ЛИНК и заместитель председателя Парламентской ассамблеи ОБСЕ, специальный координатор миссии краткосрочных наблюдателей ОБСЕ на выборах Президента Республики Беларусь 2015 года Кент ХАРСТЕД отметили немало положительного во время проведения осенней электоральной кампании в нашей стране. Об этом они заявили в ходе недавних встреч с председателем Центризбиркома Лидией Ермошиной и министром иностранных дел Владимиром Макеем, представляя итоговый отчет о выборах. Такая оценка может стать хорошим аргументом в пользу окончательной отмены санкций Евросоюза в отношении Беларуси, приостановленных на четыре месяца. Вопрос внесен в повестку дня заседания Совета Евросоюза по иностранным делам, намеченного на середину февраля.


Итак, чем же понравились наши выборы западным экспертам? Они отметили, что все инициативные группы могли собирать подписи и агитировать по всей стране, был обеспечен равный, нецензурированный доступ кандидатов к выступлениям на телевидении. Доброжелательное отношение к международным наблюдателям. В целом позитивно оценена организация досрочного голосования и голосования в день выборов.

В частности, Кент Харстед заявил: атмосфера, в которой работали наблюдатели, была хорошей, по всей стране не было преград. Можно было увидеть определенные изменения в том, что касается климата в СМИ. Михаэль Георг Линк добавил: далеко не везде наблюдатели могут так же беспрепятственно работать. В Беларуси не было ограничений ни по числу наблюдателей, ни по их доступу в регионы.

Есть в итоговом отчете и негативные нотки. Почему? Лидия Ермошина считает, что их стало больше по сравнению с предварительным докладом. Отрицательную роль сыграли так называемые независимые наблюдатели. Для того чтобы оправдать свое существование, они записывают все, что им кажется не соответствующим законодательству. Хотя на поверку таковым не является.

Председатель наблюдательного совета Центра стратегических и внешнеполитических исследований Юрий Царик причину критики в адрес организаторов проведения выборов видит и в том, что иностранные наблюдатели исходят из практики своих государств, а мы руководствуемся национальным законодательством. Одновременно политолог считает: на этот раз международные эксперты более объективно подошли к оценке проведения выборов. Поэтому и больше позитивных оценок.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по международным делам Виталий Бусько назвал хорошим знаком уже то, что высокие зарубежные представители сами приехали и представили итоговый отчет. В былые времена его обычно присылали. И отзывы по результатам предыдущих выборов, как Президента, так и парламента, были в основном негативными. Теперь же мы видим значительную часть позитива. Парламентарий полагает: повлияла не только организация выборов, но и то, что Беларусь заняла нейтральную позицию в украинском конфликте, предоставила площадку для ведения переговоров по мирному урегулированию. В этом большая заслуга и лично Александра Лукашенко.

Ряд специалистов в области международных отношений высказали мнение, что решение о судьбе европейских санкций в отношении Беларуси будет приниматься в том числе и на основании отчета миссии краткосрочных наблюдателей ОБСЕ на выборах Президента Республики Беларусь 2015 года.

Кент Харстед более дипломатичен и осторожен в суждениях: БДИПЧ ОБСЕ не участвует в выработке решений о санкциях, хотя и понимает, что за его выводами пристально следят. Европейский парламентарий заявляет, что стремится добиться как можно большего прогресса вместе с белорусскими властями. Если это поможет и другим полезным для Беларуси решениям, то пусть будет так.

...А в США беспартийных не пускают


ШУМ в прессе, громогласные заявления, пиар-шаги и даже социологические исследования не всегда точно отражают мнение избирателей о потенциальных кандидатах на высокие государственные должности. Это еще раз подтвердили результаты стартовавшей в США кампании по выборам президента. Республиканец Тед Круз одержал победу на первом предварительном голосовании в штате Айова, обойдя миллиардера Дональда Трампа. Этого никто не ожидал: прогнозы предсказывали лидерство олигарха. Основные демократические кандидаты Хиллари Клинтон и сенатор Берни Сандерс идут на равных, хотя эксперты прочили превосходство бывшей первой леди страны.


Почему известный своими консервативными взглядами Тед Круз больше понравился избирателям-республиканцам, чем эксцентричный Дональд Трамп, рейтинг которого казался недостижимым? Сенатор от Техаса сумел заручиться поддержкой религиозной части избирателей, которые посчитали скандальные высказывания и радикальные инициативы миллиардера неподобающими для будущего президента США.

Главными преимуществами Хиллари Клинтон называют опыт и компетентность. В качестве госсекретаря США она объездила 112 стран, стараясь налаживать и поддерживать контакты. Такими возможностями никто из соперников похвастаться не может. Против Клинтон играет возраст. В разгар предвыборной гонки ей исполнится 69 лет. В США говорят, что она может стать президентом одного срока. Еще хуже ситуация у конкурента Берни Сандерса. Хотя его программа пользуется популярностью у молодежи, где предлагается перераспределить блага, достающиеся лишь 1 проценту населения, самому политику уже 74 года.

Наших читателей, конечно, интересует, кто из потенциальных претендентов на высший пост в США может поспособствовать улучшению отношений с Россией и Беларусью. Как, например, относиться к высказываниям Дональда Трампа, что в случае победы на выборах он сумеет наладить конструктивные отношения с Владимиром Путиным? Заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Сергей Кизима заявил «СГ»: принципиальных различий между республиканцами и демократами во внешней политике нет. Те и другие воплощают в жизнь интересы наиболее богатых и влиятельных граждан США. А человек, ставший президентом, очень сильно от них зависит при принятии решений. Поэтому любой глава государства по отношению к России и Беларуси будет вести политику, выгодную элите.

Декан факультета международных отношений БГУ Виктор Шадурский напомнил, что президент США, несмотря на большую полноту власти, в значительной степени ограничен в принятии решений. В стране огромные полномочия конгресса. А законодатели также подвластны многим политическим и военно-промышленным структурам. Правда, есть и основания для надежд на лучшее: многие американцы уже посылают сигналы высшим эшелонам власти, что устали от постоянной конфронтации со многими странами. Такие взгляды вынужден учитывать будущий глава государства.

Немало вопросов вызывает система выборов в США. Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ не раз отмечало отсутствие института международного наблюдения в избирательном законодательстве штатов. Это затрудняет мониторинг электоральной кампании. Скажем, во время предыдущих выборов был сделан вывод: «Наблюдатели миссии БДИПЧ не смогли следить за работой комиссий в день голосования в Алабаме, Аризоне, Флориде, Джорджии, Огайо и Техасе, потому что законы этих штатов не разрешают доступ беспартийных наблюдателей на избирательные участки. Кроме того, наблюдатели столкнулись с трудностями при посещении их в штатах Колорадо, Луизиане, Пенсильвании и Вирджинии». При этом представители ОБСЕ заметили, что в некоторых случаях для регистрации и получения бюллетеня было достаточно предъявления счетов об оплате электричества или решения руководства участковой комиссии, когда избирателю было достаточно подписать документ, в котором он давал обязательство, что не состоит в другом списке избирателей. Все это создавало предпосылки для злоупотреблений.

gedroiz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter