В банкротство уходят и госоператоры

Слухи о чуть ли не тотальной неплатежеспособности сельхозпредприятий и их запредельной господдержке сильно преувеличены. Цифры и факты показывают: банкротами становятся предприятия во всех отраслях, в том числе с господдержкой. Причем основная проблема одна на всех — закредитованность. Примеров тому  тьма, истории во многом похожи: хотели модернизироваться, набрали кредитов, а вернуть не смогли. Да еще по завершении проектов выяснилось, бизнес-план не был просчитан, а вместо ожидавшегося роста спроса на рынке – спад.

Погасить кредиты в этих условиях более чем проблематично. Немудрено, что количество дел об экономической несостоятельности, рассмотренных экономическими судами в 2016 году, увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 18 процентов: в производстве находилось около 4 тысяч дел. Удастся ли переломить эту тенденцию в ближайшее время?

По данным Минсельхозпрода, за шесть лет бюджетная поддержка АПК снизилась с 1,8 миллиарда до 823 миллионов долларов. А  суммарная господдержка АПК – 8,4 миллиарда долларов, при этом прибыль от продажи сельхозпродукции и продуктов питания за это же время выросла до 28,7 миллиарда долларов.

За последние пару лет растет и эффективность экспортных поставок: рентабельность продаж от 11 до 30 процентов по разным видам продукции.  Но рынок есть рынок, и ни одно сельхозпредприятие не застраховано от ошибок, недальновидности и неэффективного управления. Да, в стране 102 сельхозпредприятия проходят процедуру банкротства. Сравните: 102 из 4 тысяч по всей стране. И  речь не просто о предприятиях с госдолей в уставном капитале, а о градообразующих и бюджетообразующих. В этом списке, например, «Ковры Бреста» и «Брестское пиво», «Мозырьдрев» и Пружанский комбинат строительных материалов, Витебский комбинат шелковых тканей и Гомельский винодельческий завод, ОАО «Свитязь» и «Завод химических изделий». Словом, представлены все отрасли народного хозяйства.

Наиболее громкие дела в прошлом году по входу в процедуру банкротства – известная компания «Серж», Осиповичский вагоностроительный завод, «Первая шоколадная компания», стеклозавод «Елизово» и ЗАО «Мясо-молочная компания».

Последняя нас интересует особо. Она была создана в 2009 году для увеличения и диверсификации экспорта мясо-молочной продукции. За  кредитные деньги, полученные под гарантии Правительства в наших банках, она закупала мясную и молочную продукцию, молочные консервы у производителей и по своим каналам поставляла зарубежным покупателям. Так вот, по данным Единого государственного реестра сведений о банкротстве, заявление в Экономический суд Минска о банкротстве подало руководство компании. Долги госоператора по экспорту мясной и молочной продукции составляют около 60 миллионов долларов.  

Среди кредиторов «Мясо-молочной компании» — крупнейшие банки страны. Например, в 2012 году 33,5 миллиона долларов выделил «БПС-Сбербанк». В 2014-м компанию на 80,6 миллиарда рублей прокредитовал Белагропромбанк. Кстати, под заоблачные проценты —  36,2 годовых. Правда, Правительство  через год возместило часть процентов по кредитам.

Почему нам так интересна именно эта компания?  Одна из главных задач, поставленных перед новой структурой, — освоение новых рынков. Но, судя по сравнительно небольшой доле экспорта на новые рынки, оператор с ней не справился. «Мясо-молочная компания» сама активно поставляла мясо и молоко в Россию. Почему? Потому что выгодно. И сравнительно просто. До  2014 года продажи шли очень неплохо. Но затем в дело вмешался российский кризис. Вспомним обвал цен на соседнем рынке и в связи с этим убытки наших переработчиков. «Мясо-молочная компания» к тому же отчасти  спасала производителей, выкупая у них излишки продукции, образовавшиеся из-за стопора с реализацией на российском рынке в 2013—2014 годах. Что касается денег,  полученных от Минфина, они потрачены на выкуп остатков. Экспорт шел в основном в Россию, денег выручили уже в 2 раза меньше. Тогда, напомню, курс доллара вырос с 30 до 60 российских рублей, а стоимость продукции в долларах упала в 2 раза. В итоге были спасены предприятия, а все убытки легли на «Мясо-молочную компанию». Так что банкрот банкроту рознь.

Сегодня здесь руководит антикризисный управляющий, и шанс годом позже, годом раньше  выйти на более устойчивую экономику есть.

germanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter