В "БАКАЛЕЕ" покупают только белорусское

Уточним сразу: речь идет о могилевском коммунальном унитарном предприятии торговли "Бакалея". И повод для рассказа о нем более чем весомый. Это предприятие занесено на Республиканскую Доску почета как победитель соревнования в 2005 году, занявшее первое место среди организаций сферы услуг.

Со знаменательным событием коллектив могилевской “Бакалеи” тепло поздравил министр торговли. Это поздравление вывешено на самом видном месте, подтверждая, что клиенты имеют дело с надежным, успешным и перспективным деловым партнером.
Надежность эта обуславливается несколькими факторами. Во-первых, на базе учитываются все интересы розницы. Во-вторых, заявки на поставку товаров выполняются в кратчайшие сроки. В-третьих, аккумулируя у себя большую товарную массу, “Бакалея” избавляет розницу от необходимости множественных прямых связей с производителями и со всем присущим этим обстоятельствам затратным механизмом. О последнем — более подробно.
Казалось бы, розничная торговля, имея дело с “Бакалеей”, от такого сотрудничества только проигрывает, теряя процент от общей торговой надбавки. Ан нет! У оптовиков такие тесные связи с производителями, что они могут позволить себе вообще не пользоваться этим процентом, а реализовывать полученный прямо из предприятий товар по их отпускным ценам. Следовательно, у розничной торговли полная свобода полной, — а это, как известно, до 30 процентов отпускной цены, — торговой надбавки.
Закономерен вопрос: на что же тогда живет и зачем нужна “Бакалея”? Ответ весьма прост. Производитель, с которым поддерживаются тесные деловые отношения, за прочное сотрудничество, уменьшение сроков оборачиваемости товаров дает базе оптовую скидку с отпускной цены в размере до десяти процентов. А товарооборот тут настолько велик, что ее вполне достаточно, чтобы поддерживать экономику предприятия на должном уровне. Причем под экономикой здесь подразумевается не только достойная заработная плата. Из коллектива, который насчитывает полторы сотни человек, включая и технический персонал, практически никто не уходит. Как таковой текучести кадров вовсе нет. Значит, людей устраивают и условия труда, и заработная плата, и атмосфера, которую мы называем микроклиматом, в коллективе. В “Бакалее” трудятся ветераны, отдавшие предприятию по четыре десятка лет. Один из них — заведующий складом винно-водочной и табачной продукции Валерий Васильевич Коршунов.
А в нужности подобной оптово-торговой структуры вас очень аргументированно убедит любой руководитель предприятия розничной торговли. Ему не приходится заботиться о транспорте и доставке товарной массы в магазин, весь необходимый ассортимент он получает на одной базе, что значительно упрощает расчеты. Вдобавок на базе можно заказать и непрофильный товар и получить его в кратчайший срок. С точки зрения экономической целесообразности в таких взаимоотношениях содержится большая выгода.
Понятно, во времена всеобщего дефицита, работая на базе, можно было что-то приобрести без стояния в очередях. Но теперь ведь недостатка в товарах нет. Главное, были бы деньги. Выходит, что не это главное. А что — стало понятно из беседы с генеральным директором предприятия Виталием Викторовичем Курносовым.
В торговле он 24 года. Знает отрасль, что называется, изнутри. Окончив в свое время Гомельский кооперативный институт, работал заместителем председателя правления Хотимского райпотребсоюза, затем 13 лет председателем правления Хотимского и Бобруйского райпотребсоюзов. Уже на нынешней должности получил диплом с отличием Академии управления при Президенте республики. Что касается трудовых отличий, то удостоен почетных званий “Отличник потребкооперации” и “Отличник торговли Республики Беларусь”. А в 2004 году из рук министра получил высшую торговую награду — “Бронзовый Меркурий”.
Будучи по знаку зодиака Рыбой, Виталий Викторович и увлечение имеет соответствующее — плавание. Три-четыре раза в неделю проплывает в бассейне по километру и более. Удивительно, но и гастрономические пристрастия у него соответственные. Если есть на столе рыба, то ест только ее. Подчиненные утверждают, что и в сфере торговли он высококлассный специалист, а по натуре — реформатор.
И это утверждение полностью соответствует истине. В последние годы “Бакалея” по инициативе ее руководителя претерпела огромные изменения как в организационном плане, так и в производственной сфере. У Кричевского горторга выкупили помещение в 3 тысячи квадратных метров и, проведя соответствующий ремонт, открыли там филиал, обеспечивающий товарами восточную зону области. Сейчас из этого филиала поставляются партии товаров в магазины 8 районов: Кричевского, Климовичского, Хотимского, Костюковичского, Краснопольского, Чериковского, Славгородского и Мстиславского. А имея широкое договорное сотрудничество с такими солидными на Беларуси производителями продовольственных товаров, как кондитерские фабрики “Спартак”, “Коммунарка”, “Красный пищевик”, брестская “1-я шоколадная компания”, пивоваренные бобруйская “Сябар”, “Криница”, борисовский “Боримак” с его макаронными изделиями, клецких производителей детского питания, лидских — пищеконцентратов и др., “Бакалея” в розничную торговую сеть Могилевщины поставляет весь ассортимент товаров своего профиля.
— Заметьте, — акцентирует внимание В.В.Курносов. — Практически вся товарная масса, которая поступает от производителей, выпущена на наших отечественных предприятиях. Исключение составляют лишь различные специи, кофе, чаи, которые, как известно, у нас не производят. О чем это говорит? О том, что качество белорусского — превосходное. Все продукты изготавливаются из натурального сырья, без искусственных добавок, поэтому имеют исключительно высокие потребительские свойства. Возьмите товарооборот. За последние два года он увеличился по нашей базе в три раза и составляет 6 млрд. рублей. Значительно сократились и сроки оборачиваемости товаров. Разве их покупали бы, будь они некачественные?!
Считая главной задачей помощь розничной торговле, на “Бакалее” делают все для того, чтобы она развивалась как можно интенсивнее. “Без розницы нет опта” — девиз Виталия Курносова. Помимо отпуска торгам и магазинам товаров с минимальной торговой наценкой (нынче в среднем она составляет всего 4 процента) их доставляют транспортом базы, как выразился директор, “вплоть до пачки сигарет”. Идя навстречу пожеланиям розничной торговли, завезли на “Бакалею” и другие необходимые магазинам продукты: мороженую рыбу, молочные изделия. Конечно, чтобы “не пролететь” с ними, пришлось устанавливать холодильное оборудование. Зато сейчас любой торг или магазин может “затариться” здесь по полной заявке. Выгода обоюдная. Клиенты не несут расходов на транспорт, командировки сотрудников. База увеличивает товарооборот, получает деньги по договорам оптовой скидки от производителей. В минувшем году прибыль составила 389 млн. рублей, хотя перед этим была всего 105 млн. рублей. Рентабельность выросла с 0,89 до 2,4 процента.
Однако, развивая отношения с розницей, Курносов организовал ее и у себя. Сначала в порядке эксперимента открыл один магазинчик. Думалось: для своих рабочих, чтобы они могли приобрести продукты к обеду. Но торговля в магазине пошла бойко. Привлеченные широким ассортиментом сюда пошли покупатели со всего микрорайона. И тогда решили расширить розничную сеть. Торговые точки “Бакалеи” появились в Кричеве, Белыничах. А нынешней весной открылся супермаркет “Бакалея-2” на проспекте Шмидта в густонаселенном городском микрорайоне. Так в течение года сформировалась своя розничная сеть из пяти магазинов. Она тоже стала приносить прибыль. Поэтому в планах директора — открытие единственного в своем роде в Могилеве магазина “Кулинария” в общем здании ресторана “Ясень”. Уже освоены новейшие технологии изготовления кулинарных изделий, для чего стажировать местных приезжали столичные кулинары. Уже ведется ремонт помещения площадью 80 квадратных метров.
— Ассортимент “Кулинарии” будет полностью состоять из продукции собственного производства, — с гордостью замечает В.В.Курносов. — И готовить его станут непосредственно в ресторане.
А уж если директор что задумал, то непременно планами воодушевит весь коллектив и переманит в ряды сторонников. Задумал заложить розарий — теперь их на дворе предприятия два. Пришла идея соорудить альпийскую горку — теперь возле нее и отдохнуть приятно, и полюбоваться есть чем. Сад предприятия, плодоносящий раз в два года, питает яблоками сотрудников. В беседках под тенистыми липами, растущими во дворе, в перерывах можно спрятаться от солнца. В каждом складе, помимо оборудованной рабочей зоны, есть комната отдыха, обставленная мягкой мебелью, с гардеробом, необходимой посудой, чтобы попить чая.
— Считаю, что когда созданы условия рабочим, — излагает свою концепцию директор, — с них можно и спросить строго. Каждый идущий в очередной отпуск получает ко всем прочим выплатам лечпомощь в размере должностного оклада. Накануне нового учебного года родителям, работающим у нас, выдается денежное пособие для закупки своим школьникам принадлежностей, формы. В конце лета, поскольку не все имеют дачные участки, выделяется определенная сумма на то, чтобы хозяйки могли заготовить овощи на зиму. И каждый квартал по итогам работы в нем выплачивается дополнительная заработная плата. Скажите, захочется кому-то из наших поменять место работы?..
Вопрос из разряда риторических. Хотя самому Виталию Викторовичу подчас приходится непросто. Производство подбрасывает сюрпризы. Поэтому он с такой теплотой и благодарностью говорит о своей “команде” — о заместителе Ольге Анатольевне Карпенко, которая, “если надо, то днюет и ночует на базе”; о главном бухгалтере Тамаре Григорьевне Амосовой — “финансовом боге”; о товароведах Ларисе Николаевне Аверкиевой, Наталье Дмитриевне Намдаковой; Ольге Анатольевне Ногих, экономисте по ценам Наталье Павловне Сиваковой; о заведующей складом Галине Ивановне Пуховской.
А уж когда совсем невмоготу становится...
— Подхожу к аквариуму, который в кабинете, — признается директор. — Посмотрю на рыбок, тихо плавающих в этой ограниченной безмятежности, покормлю их... И отпустит. Ситуация покажется не такой уж и сложной.
...Он и сфотографировать попросил возле аквариума.


Успешный “двойник”

“Бакалея-2” — пока трехмесячный “малыш”: магазин открылся в минувшем марте. Однако это “дитя” не по возрасту развито. Как рассказала заведующая Людмила Букетова, первые же покупатели смогли выбрать нужный им товар из 150-миллионорублевой товарной массы, выложенной в холодильниках, на стеллажах, прилавках.
Особой популярностью “Бакалея-2” пользуется у юных покупателей и студентов находящегося поблизости университета продовольствия. И причина очевидна: в Могилеве больше не найти торговой точки, где был бы такой богатый и разнообразный выбор шоколада, конфет и других сладостей.
Привлекает магазин и современными подходами к организации торговли. Коллектив его, насчитывающий 25 человек, стремится к тому, чтобы жители близлежащего микрорайона могли найти для себя здесь все необходимое. Поэтому завозится и мясная, и молочная продукция местных предприятий, хлебобулочные изделия. В сезон отлова в двух аквариумах, сооруженных в торговом зале, плавает свежая озерная рыба. Плавает она и сейчас, но это для гурманов: осетры, которых поставляет из-под Минска совместное предприятие “Акватория”, по причине немалой цены все-таки на столах большинства могилевчан — экзотика.
Несмотря на конкуренцию — рядом рынок, несколько гастрономов, Людмила Букетова по поводу перспектив работы “Бакалеи-2” полна оптимизма. И он, что называется, не “голый”, а основан на расчетах. В мае товарооборот магазина составил более 200 млн. рублей. Рост его очевиден. Значит, коллектив нашел и постоянно расширяет круг своих покупателей.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter