Конкурентные условия подтолкнули предприятия могилевского «Мясомолпрома» охотнее искать рынки сбыта

В Австралию грузим томаты банками

Шесть ключевых позиций развития определило на этот год могилевское гособъединение «Мясомолпром». Среди основных — рост экспорта и снижение затрат. Смогут ли местные переработчики на равных конкурировать с зарубежными? Почему растет себестоимость животноводческой продукции? Как сумел выйти из штопора Бобруйский мясокомбинат? Правда ли, что в Горках из обычной сыворотки научились делать супернапиток? На эти и другие вопросы «СГ» отвечает замгендиректора объединения по производству и инвестициям Сергей АВЧИННИКОВ.


— Сергей Александрович, согласны ли вы с тем, что сегодня проще произвести продукт, чем его реализовать?

— Абсолютно. Давно прошли времена пустых полок, и покупатель сейчас, я бы даже сказал, избалован деликатесами. А для производителей формула экономического успеха едина — произвести товара побольше, причем качественного, и продать его как можно выгоднее. 

— К сожалению, эта цепочка частенько еще выстраивается не так, как нужно.

— Что поделаешь, на развитие маркетинга мы начали обращать внимание лишь в последние годы. А жаль, время упущено, приходится догонять. Хотя некоторые наши предприятия, к примеру, ОАО «Бабушкина крынка», такую работу поставили во главу угла. Результат говорит сам за себя. Предприятие хорошо знают и ценят не только у нас, но и за рубежом. Кстати, по итогам прошлого года в рамках общереспубликанского рейтинга бренд «Бабушкиной крынки» оценили в 65 миллионов долларов! Заметьте, не предприятие, а только бренд.

— Конечно, многим до этой компании еще далеко, тем более и результатами в животноводстве Могилевщина пока не может похвастаться.

— Здесь вы правы. Головная боль — рост себестоимости продукции. А начинается он с высокой затратности в производстве молока и выращивании КРС непосредственно на фермах и комплексах. Несоблюдение технологий, несбалансированность кормовых рационов тянут за собой целый шлейф проблем. Только по молоку потери по итогам прошлого года за 35 миллионов рублей. В свою очередь, значительное количество сырья недополучила и переработка. Вот и приходится, скажем, горецкому ОАО «Молочные горки» закупать его в других регионах. Это и логистика, естественно, и другая цена. А ведь они дают 85 процентов внутреннего валового продукта всего района.

— Раз мы уже заговорили о Горках, знаю, что на предприятии налажен выпуск нового продукта с повышенным содержанием белка. 

— Да, это их собственная разработка, в которой в качестве сырья используется обыкновенная сыворотка. Рентабельность напитка свыше 30 процентов. Сравните, у остальной молочки не более десяти. Уверен, именно инновации в переработке — главная составляющая успеха в условиях возрастающей конкуренции, а также главный рычаг снижения себестоимости продукции. 

— Вероятно, у предприятий объединения есть и другие новые наработки?

— Перспективы действительно неплохие. Реализуем целый ряд проектов. Дело только за сырьем. Так, Могилевский мясокомбинат начал возведение собственного свиноводческого комплекса в Славгородском районе. Реконструируются и переоснащаются Могилевская фабрика мороженого, Бобруйский мясокомбинат, ищем инвестора для установки современной линии по производству кормовых добавок для животных на Белыничском протеиновом заводе.

— Тот же Бобруйский мясокомбинат на протяжении ряда лет входил в топ самых убыточных акционерных обществ. Удалось исправить положение?

— Здесь сумели успешно реализовать программу развития предприятия, полностью загрузили мощности, стали больше выпускать продукции с высокой добавленной стоимостью. Как результат, по итогам прошлого года мясокомбинат стал лауреатом конкурса «Лучшие товары Беларуси». Теперь пытаются укрепить свои позиции на российском рынке. Что поделаешь, часть прежних связей была утеряна.

— А какова сейчас ситуация на Быховском консервно-овощесушильном заводе? Несколько лет назад его признавали едва ли не банкротом.

— В свое время влезли в кредиты для модернизации производства. Затем подсчитали и оказалось, что на просроченные долги можно построить два новых предприятия. Завод тогда фактически стоял. Работали в одну смену два-три раза в неделю. Не было за что приобрести сырье, не хватало даже тары.

Пошли навстречу, решили не ликвидировать предприятие, а назначить период санации — финансового оздоровления. Недавно по ходатайству Могилевского облисполкома ее сроки продлили до лета 2022 года. Так что руководит заводом сейчас не директор, а антикризисный управляющий. Выпускают широкий ассортимент, но основная ставка — на зеленый горошек и кукурузу. Прибыльно и пользуются особым спросом за рубежом, а в общем объеме реализации занимают примерно половину. Теперь портфель заказов на продукцию, которая реализуется по предоплате, сформирован на полгода вперед.

— Но и конкуренты не дремлют?

— Именно они стали для нас хорошим раздражителем. Это закон рынка: если ты  один, то не задумываешься об оптимизации рынков. Продаешь, потому что хорошо продается. А когда на горизонте возникают конкуренты, начинаешь думать, как их обойти, как предложить лучший продукт, лучшие цены. Появляется стимул больше ездить и встречаться с потенциальными покупателями. Сейчас время, когда продавать должны абсолютно все! От технолога до директора.

— Да и по росту экспорта объединение идет с солидным плюсом…

— Сегодня на карте «Мясомолпрома» уже более двадцати зарубежных адресов. В том числе Англия, Италия, Турция, Япония. Специалисты мониторят рынки Израиля и Саудовской Аравии. Впервые начали работать с Австралией. Интересно, что туда отгружают вкуснейшие белорусские томаты в трехлитровых банках. У наших былых советских соотечественников по ним ностальгия.

shevko@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter