Минск
+14 oC
USD: 2.06
EUR: 2.28

«Август Вело»: наш корреспондент одной из первых проехалась по новому веломаршруту из Польши в Гродно

В Августове вело спорится

Лето. Дорога. Велосипед. Для людей эти слова звучат как музыка. В ряде европейских стран это двухколесное средство передвижения вознесено на пьедестал. Велосипедисты, профессионалы и любители, стараются отыскать неизбитые маршруты, чтобы получить массу новых впечатлений. И вот новинка этого сезона — в Гродненском районе совсем недавно появился международный маршрут «Август Вело», ведущий из Польши до самого Гродно. 

Корреспондент «Р» одной из первых проехала по этой велодорожке, оценив, насколько комфортными для туристов могут быть почти 50 километров пути.

Проехать по обе стороны границы стоит хотя бы ради того, чтобы подышать свежим воздухом, заглянуть в приграничные деревни и побывать на шлюзах.

Две стороны одного маршрута

В чем, собственно, особенности нового веломаршрута? Их много. Во-первых, впервые велопутешественники из европейских стран смогут попасть в Беларусь исключительно на двухколесном транспорте. Во-вторых, он проложен таким образом, чтобы туристы по дороге могли увидеть как можно больше достопримечательностей Гродненского района. В-третьих, и у самих жителей Гродно и района появилась возможность воспользоваться новой велоинфраструктурой. 

Главный специалист отдела физической культуры и туризма управления спорта и туризма Гродненского облисполкома Матвей Свирков предлагает мне проехать с ним до самой границы с Польшей и уже оттуда стартовать в обратном направлении. Охотно соглашаюсь на это предложение, хотя, если признаться, в последний раз на велосипеде каталась еще школьницей.

— Среднестатистическому отдыхающему, пожалуй, проще всего доехать до шлюза Домбровка на машине, взять там велосипед напрокат и проехаться по живописному маршруту. У нас задача сложнее. Надо попасть в пункт пропуска «Лесная — Рудавка», через который к нам идут пешеходы, плывут байдарки и яхты, а с недавнего времени едут и велосипедисты, — объясняет мне Матвей Свирков.

Если строго следовать по указателям, заблудиться на новом веломаршруте невозможно.
Мы загружаем в микроавтобус два велосипеда и направляемся в деревню Лесная, от которой до границы всего ничего — пара километров. В конце населенного пункта — небольшая автостоянка. Самое время остановиться и сменить транспорт. 

Заехав в лес, сразу же упираемся в зону отдыха. Здесь размещены карта-схема маршрута, деревянные лавки и столы. Практически в зоне видимости установлены столбы с табличками «Август Вело». Через километр на пути внезапно встает преграда — мостик, а сразу за ним — ворота из сетки-рабицы. Через пару секунд из домика выходит девушка-пограничник и просит предъявить документы. 

Все в порядке. Можно ехать дальше вдоль канала. Двухкилометровая грунтовая дорога проходит по живописным местам, а по другую сторону рукотворного водного сооружения отчетливо просматривается польская территория. У нас же можно увидеть скрытые от посторонних глаз шлюз Волкушек, восстановленные солнечные часы и девственную природу. В общем, посмотреть есть на что. 

Наша цель — пункт пропуска. У входа в здание можно оставить велосипед на велопарковке и пройти в зал для проверки документов. Несколько минут — и можно ехать в Польшу. 

— Что на той стороне? — интересуюсь у пограничника. 

— Польская деревня Рудавка, — отвечает служитель границы. 

— Много людей пересекают здесь КПП? — продолжаю. 

— Хватает и байдарочников, и велосипедистов. Только вот хотелось бы видеть на нашей территории действительно туристов, а не желающих нелегально попасть в страны Евросоюза. 

Жизнь Рудавки изменилась после вступления Польши в Шенген. Ситуация там схожа с той, что мы наблюдаем у себя на родине: численность населения сокращается, жители перебираются в большие города. Сейчас в деревне насчитывается около двух сотен человек, хотя еще десять лет назад сельчан было втрое больше. Молодые поляки уезжают на учебу, находят там себе работу, заводят семьи и больше не возвращаются. Согласитесь, картина знакомая.

Проехать по обе стороны границы стоит хотя бы ради того, чтобы подышать свежим воздухом, заглянуть в приграничные деревни и побывать на шлюзах. Правда, велосипедистам надо запастись терпением, ведь до крупных населенных пунктов от Рудавки неблизкий путь: 13 км до Микашувки, 24 км до Пластки. Но если ноги устали, можно схитрить — от деревни Рудавка до города Августова ходит автобус.

Автобус до шлюза Домбровка курсирует три раза в день.

Остановки по требованию

От деревни Лесная до шлюза Домбровка пять километров. По дороге проезжаем мимо базы отдыха «Лукоморье», что в деревне Рынковцы. Совсем скоро здесь откроется небольшая гостиница. Вдоль лесной дороги — красивые пейзажи, но она достаточно узкая и имеет резкие повороты. Надо глядеть в оба. На всем пути следования — таблички с указанием веломаршрутов. От избытка кислорода кружится голова. 

Именно на шлюзе Домбровка оборудован первый из трех остановочных пунктов «Август Вело». В понедельник днем здесь никого. Рядом со стоянкой разбит палаточный лагерь. Пунктом проката заведует Галина Касьян, специалист по туризму предприятия «Гродномелиоводхоз», которое отвечает за эксплуатацию канала: 

— Обычно многолюдно в субботу, воскресенье. Понедельник — «разгрузочный» день. Сейчас, как видите, принимаем лагеря. Всего у нас 10 велосипедов. Стоимость — 5 рублей в час. Но чем больше времени человек катается, тем ниже цена. 

Как еще можно добраться с велосипедом на самый популярный в народе шлюз? С прошлого года сюда пустили рейсовый автобус. Вот он, на автомобильной стоянке. Водитель высадил пассажиров и ожидает тех, кому надо доехать до Гродно. Ярко-желтый транспорт оборудован специальными креплениями для велосипедов. Их пять. Водитель Роман Шмаровский готов продемонстрировать, как они работают. Жаль, пользуются ими редко. 

— Автобус курсирует от гродненского автовокзала до шлюза Домбровка трижды в день, — рассказывает Роман. — В 10.15, в 14.45, последний рейс в 19.00. 

— Много людей?

— Сегодня, кстати, много. А так — не очень. В среднем по 5—6 человек. Сюда, до конечной, мало кто едет. В основном до деревень. В начале лета, когда было тепло, народу было больше. А потом похолодало, и вовсе перестали ездить. 

Водитель Роман ШМАРОВСКИЙ готов помочь с доставкой велотранспорта, его автобус оснащен специальными креплениями.

Сама велосипедная стоянка на Домбровке весьма комфортабельная. Большая беседка, велопарковка, санитарная часть, спортивная площадка для любителей активного отдыха, мангал. Есть информационный щит, на котором обозначены главные достопримечательности и основная ветка маршрута. 

— Все три стоянки маршрута «Август Вело» состоят практически из одинаковых модулей, — рассказывает мне мой спутник Матвей Свирков. — Собственно, веломаршрут отличается от новых велодорожек тем, что обустраивается на уже существующих дорогах. Однако предполагается, что с определенной периодичностью человеку надо где-то остановиться и сделать передышку. Если это какой-то продолжительный веломаршрут, то выбираются такие места, где есть небольшие гостиницы или агроусадьбы, готовые принять у себя велотуристов. 

Непростой путь для новичка

Для меня, человека, не дружащего со спортом, преодоление 7 километров на велосипеде дается с трудом. В голове почему-то крутится песенка мушкетеров и всплывает строчка про потертое седло. А впереди, между прочим, еще почти 43 километра. Сделали остановку в Немново, размяли ноги, пообщались с местными жителями, которые уже привыкли к велосипедистам.

— В выходные часто едут на длинные дистанции, — рассказывает о жизни шлюза дачница Светлана Койта. — Мероприятия проходят здесь достаточно часто. 

Следующий остановочный пункт — поселок Сопоцкин. До него больше 10 километров. Боюсь, не осилю. Велопрогулка сорвана — дальше едем уже на четырех колесах. 

Такие информационные стенды можно увидеть на протяжении всех 50 километров нового маршрута.

По пути велосипедного маршрута — деревня Радзивилки. Делаем остановку. Здесь подходит к завершению реконструкция старинной усадьбы. Хозяев, к сожалению, дома не застали. Зато сфотографировались на фоне ретроавтомобиля и прогулялись вдоль каскада прудов. Если маршрут станет популярным, то здесь отбоя от гостей не будет. Место просто магнетическое. 

Сопоцкин встретил хорошей погодой. Прямо в центре поселка — туристско-информационный центр. Заходим пообщаться. За столом — Тереза Гедо. 

— Практически все проезжающие здесь туристы заходят, чтобы получить информацию. Их очень много. Даже сегодня, в понедельник, уже были поляки. Интересуются маршрутами, карты берут, просят буклеты с достопримечательностями, — делится заботами сотрудница центра. — Сама я здесь недавно — только в июне устроилась на работу. Работала когда-то в Святске главврачом. Потом санаторий ликвидировали, стала завхозом. Но работа не нова для меня, когда-то я проводила экскурсии. Сама я местная, из Сопоцкина. 

Еще две стоянки для велосипедистов оборудованы в Заречанке и Крулевщине. Правда, ехать по этим деревням на велосипедах сложнее, чем по лесным тропинкам. Около пяти километров путь и вовсе проходит по гравийке. Проносящиеся грузовики то и дело поднимают пылевую завесу. Не очень комфортно даже в автомобиле, не то что на двухколесном транспорте. Завершается маршрут на улице Ткацкой в Гродно. Как раз на том месте, где установлена огромная пластиковая инсталляция — двое спортсменов дружно загребают веслами воду, сидя в байдарке.


Не забудьте захватить паспорт — на пути следования пограничный контроль.

Что в планах у «Беловежа Вело»? 

Следующий этап проекта организации веломаршрутов, который пока только разрабатывается, — «Беловежа Вело». Он пройдет через три района Гродненщины: Гродненский, Берестовицкий и Свислочский. Отправившись по нему, можно будет попасть в Беловежскую пущу. А оттуда — через велосипедный пункт пропуска «Переров — Беловежа» — на польскую территорию пущи. Таким образом можно будет присоединиться к существующим маршрутам «Евро Вело» и «Грин Вело», но только с другой стороны. Кроме того, в сеть велосипедных маршрутов хотят вовлечь и часть Брестской области. Это стратегически важно. Ведь чем больше велосипедные маршруты по протяженности, тем это интереснее туристам. 

Начальник управления спорта и туризма Гродненского облисполкома Олег Андрейчик проделанной работой доволен:

— Мы одними из первых успешно поработали с польской стороной, и в этом есть резон, потому что у нас и канал общий, и граница общая. За долгие годы сотрудничества сложились нормальные отношения в сфере спорта и туризма. В прошлом году начали реализацию совместного проекта «Поддержка развития предпринимательства в туризме через развитие инфраструктуры Гродненской области». Оборудование маршрута «Август Вело» — только одна из его составляющих. Таким образом, мы соединили Августовский канал с Гродно. И речь идет не просто о прокладке пути. В соответствии с мировыми стандартами полностью сделали маркировку велосипедного маршрута, установив более 500 указателей, карты-схемы, различные направляющие знаки, чтобы велосипедисты в пути чувствовали себя комфортно и уверенно. Маршрут задумывался, чтобы соединить европейские «дорожки», которые проходят по польской стороне, — в первую очередь «Грин Вело» и «Евро Вело». Сегодня велосипедная логистика такова, что без существенных сложностей можно попасть из соседних стран к нам. Причем турист особой разницы не заметит — у нас все сделано на том же уровне, что и у соседей. 

I Международный любительский веломарафон «Суседзi», организованный велосипедистами города Гродно при поддержке Гродненского рай­исполкома, проводится в окрестностях Августовского канала с 2011 года. На этот раз его участники смогут опробовать новый маршрут. Кстати, марафон стартует именно сегодня — 20 июля.

Создатели веломаршрута впервые поработали над брендинговой линейкой, официально утвержден логотип, который подразумевает знак качества развития туризма. Это касается объектов питания, развлечения и размещения. В дальнейшем этот знак будет подчеркивать уровень качества, факт того, что объекты гостеприимства готовы к приему туристов по обе стороны канала. Брендирование на польской стороне проводится на протяжении 13 километров — от Микошувки до границы. 

— Этот проект только начало нашего совместного сотрудничества с польской стороной. Стоимость строительства первой очереди составила более 90 000 евро. Деньги пришли по программе МИД Польши. Вторая очередь — оборудование остановочных пунктов инвентарем и оборудованием для обслуживания велосипедов. Такого в Беларуси не было. В поселке Сопоцкин планируется создать мощный комплексный центр. В нем не только можно будет получить информацию, но и весь комплекс услуг, в том числе и прокат. Предполагается, что он также станет площадкой для проведения семинаров с участием предпринимателей, занятых в сфере туризма. 

Существует еще одна замечательная новинка — паспорт велосипедиста. В нем отведены места для печатей на маршруте «Август Вело». Как на белорусской, так и на польской стороне. К примеру, на шлюзе Тартак вам поставят свой неповторимый оттиск. Таким образом, путешественник сможет собрать коллекцию печатей из тех мест, которые он посетил.

Совместный белорусско-польский проект активно продвигают на самых разных площадках, выставках, презентациях. Туристический продукт не делится на польскую и белорусскую стороны, поэтому презентуется как единое целое. 

Кстати, в контексте открывшегося веломаршрута чаще говорят о зарубежных гостях. А едут ли наши соотечественники в Польшу на велосипедах?

— Едут. Причем наших туристов там становится все больше. Со стороны польских коллег даже было определенное недоумение. По этому поводу как-то принято считать, что белорусы едут в соседнюю страну только на «закупы». Сегодня там признают, что очень многие путешествуют группами на велосипедах. Собственно, все эти маркировки и путеводители мы делаем прежде всего для наших соотечественников. Есть большие планы по оборудованию дополнительных остановочных пунктов и пунктов проката. Это европейская практика. Августовский канал становится именно местом для активного отдыха.

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
4
Загрузка...