В арт-бизнес пришли азартные люди. Лед тронулся?

Я пытаюсь разобраться в том, что же все-таки произошло на днях в городской художественной галерее Леонида Щемелева, которая находится в одном из "спальных" районов Минска, на проспекте Рокоссовского.
Я пытаюсь разобраться в том, что же все-таки произошло на днях в городской художественной галерее Леонида Щемелева, которая находится в одном из "спальных" районов Минска, на проспекте Рокоссовского.

Открылась небольшая групповая выставка живописцев и скульпторов под несколько претенциозным названием "Поколение"-2. На ней представлены работы 16 художников, среди которых есть и очень известные, и те, имена которых только начинают приобретать известность в среде минской арт-общественности.

Выставка - концептуальная, четвертая из нескольких уже открытых и запланированных к открытию в рамках фестиваля, посвященного 85-летию Витебской художественной школы. Во всяком случае, ее организаторы - директор галереи Татьяна Бембель и руководитель художественного объединения "Мост" Евгений Ксеневич ни много ни мало позиционируют представленные работы как своеобразное продолжение поисков отцов-основателей витебского УНОВИС (Утвердители НОВого Искусства) - Малевича, Шагала, Лисицкого.

По этому поводу можно было бы улыбнуться - дескать, хотеть не вредно. Но!.. Позвольте мне сделать неожиданный "вольт" и вместо чисто искусствоведческих рассуждений переключить ваше внимание на не имеющую, казалось бы, прямого отношения к теме нашего разговора обыденную житейскую прозу.

Итак, добравшись на городском транспорте с двумя пересадками до проспекта Рокоссовского и недоумевая, где же здесь, среди бетонных девятиэтажек, может находиться художественная галерея, попросил указать дорогу первого встречного пешехода. Тот, не задумываясь, указал верное направление да еще сообщил, что сегодня там открывается новая, очень интересная выставка. Сам по себе этот факт мог бы ошеломить, но, справившись с первым "потрясением" от "продвинутости" обыкновенного жителя Серебрянки, подумал: наверное, появление в отдаленном от центра города районе галереи знаменитого белорусского художника Леонида Щемелева завязало некий очень важный узелок в духовной жизни столицы.

Не могу сказать, что на открытии выставки было очень многолюдно - нет, но подача вернисажа, антураж, драматургия и сценография его открытия были обставлены так, что становилось понятно: организаторы вполне серьезно примериваются к самым высоким стандартам, существующим в выставочном деле. На открытие было приглашено телевидение, вокальный коллектив "Виктория" привнес в действо ощущение праздничности, были подготовлены для журналистов пресс-релизы, у картин шла серьезная дискуссия, в которой участвовали авторы работ, среди зрителей были известные в городе представители творческой, научной и деловой элиты.

Короче говоря, открытие небольшой художественной выставки в галерее Леонида Щемелева продемонстрировало: лед тронулся, в арт-бизнес пришли люди, знающие, что такое грамотный менеджмент, умеющие пропагандировать искусство весело, изобретательно, азартно.

Поэтому и разговор мой с Евгением Ксеневичем (на снимке вверху), неформальным лидером художественного объединения "Мост", начался с вопроса очевидного:

- Евгений Антонович, вы ведь не "штатный" культуртрегер?..

- Нет. Я - бизнесмен...

- И каким образом вписывается в ваш бизнес организация художественных выставок?

- Практически никаким... Это увлечение, любовь, страсть, если хотите...

- Увлечение, любовь, страсть - слова для бизнесмена какие-то легковесные, не основательные. Когда человек дела, предприниматель, их произносит, хочется копнуть глубже, поискать, где прячется его интерес, из чего он собирается "качать" прибыль...

Евгений Ксеневич поглядел на меня так, что я поежился...

- Вопрос о прибыли на сегодня весьма проблематичен, я бы даже сказал - не актуален. Нынче следует задуматься о подготовке, о воспитании, выражаясь экономическим языком, потребителя... В нашей стране практически отсутствуют люди, готовые покупать живопись, скульптуру, нет коллекционеров, меценатов, нет людей бизнеса, воспринимающих вклады в искусство как долгосрочные и весьма выгодные инвестиции. Вот поэтому я и организовываю выставки, осваиваю самые разные площадки - в библиотеках, в учреждениях, вузах, школах, даже в Министерстве иностранных дел. Пытаюсь, если можно так сказать, подготовить одновременно и хорошее поле, и классных игроков на этом поле, и зрителей, способных оценить красоту игры...

- Да полно!.. По плечу ли одному человеку такая задача?

- А кто вам сказал, что я один? Единомышленников много - искусствоведы, журналисты, да и сами художники пришли к осознанию того, что следует искать иные организационные принципы существования изобразительного искусства в обществе - более достойные, что ли...

Я задумался над тем, что сказал мне этот энергичный, подвижный, знающий предмет и, несомненно, умный человек, и - согласился с ним. Все то, что он говорил, было созвучно и моим мыслям, моим переживаниям, моим раздумьям о путях развития искусства... Но, переводя разговор в иную плоскость, спросил:

- Идея увязать работы участников этой выставки, которые уже заявили о себе как серьезные представители белорусского андеграунда, таких, как Иван Клименко, Сергей Малишевский, Василий Костюченко, Григорий Нестеров, с витебскими "ниспровергателями основ" не кажется ли вам несколько рискованной?

- А почему бы и нет! Чего мы робеем, чего стесняемся?.. Связь, конечно, очень опосредованная, но в свое время и Виталий Цвирко, учившийся в Витебске, и его ученик Леонид Щемелев тоже считались ниспровергателями, а сегодня они классики. Ниточка-то, как ни крути, тянется туда, в Витебск 20-х годов, в тот Витебск, который по праву занимает свое место среди мировых живописных столиц. Поэтому хочу я эту ниточку "проявить", поэтому и занимаюсь сейчас подготовкой к большой выставке в нашем, если можно так сказать, историческом культурном центре - Витебске.

Круто, подумал я, глубоко копает, широко берет! А может, так и надо? Во всяком случае - это интересно!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter