В Арктику — на экскурсию

Об этом «СБ» (до октября 1937 года «Рабочий») писала 9 июня 1937 года
Об этом «СБ» (до октября 1937 года «Рабочий») писала 9 июня 1937 года

«Это один из замечательных маршрутов советского туризма. Можно поехать в Арктику на экскурсию. Туристско–экскурсионное управление ВЦСПС в связи с двадцатилетием Великой Октябрьской революции впервые вводит арктический маршрут», — появившееся на четвертой полосе газеты сообщение не могло не заинтересовать читательскую аудиторию. Тем более что далее следовало конкретное предложение: «В Минске получено подробное расписание арктического маршрута, организация которого является прямым следствием наших невиданных побед в освоении Арктики. В этом году будут совершены две экскурсии в Арктику. Первая группа экскурсантов выедет 1 августа и вторая — 25 августа. Продолжительность поездки — 22 дня. Главсевморпуть предоставил для туристских путешествий грузопассажирский пароход «Герцен».

Прочитала — и ей-богу! — захотелось к белым медведям. В отпуск не на юг, а на север. Думаю, подобные мысли появились и у многих из тех, кто развернул газету 68 лет назад. Ведь буквально за день до того тот же «Рабочий» сообщил о высадке советских летчиков и полярных исследователей на льдину Северного полюса (см. «СБ» за 8 июня). Если плавучая глыба льда стала жилым домом для ученых, то почему туда не могут добраться энтузиасты–туристы?! Тем более что гарантом освоения маршрута выступает сам Отто Юльевич Шмидт, крутой полярник, бородатый кумир публики тех лет, назначенный правительством курировать Главсевморпуть.

Вспомнились «Два капитана» Каверина, позывные дрейфующих полярных станций, подвешенный на ниточку в комнате сына среди прочих моделей мировой авиации макет самолета ТБ–3, на котором и осваивалась по заданию Сталина Арктика. В эти сентиментальные аллюзии ненавязчиво вплелась реклама «Нескафе» с двумя закаленными стужей зимовщиками, к которым на ароматный кофеек заглядывают белоснежные косолапые... И попробовала я представить, как могли выглядеть сборы минских добровольцев в дальнюю полярную дорогу.

Значит, так. Стоимость путевки, как написано в газете, — 1.500 рублей. Сумма, в принципе, для тех времен немалая. Чтобы вы, уважаемые читатели, лучше уяснили ее солидный размер, я специально полистала подшивку «Рабочего» за 1936 — 1937 годы в поисках реального выражения зарплат тех времен. И не без труда нашла–таки статью с конкретными цифрами. Под заголовком «Мой путь к общезаводским рекордам» слесарь бригады параллельных тисков машиностроительного завода имени Кирова стахановец Гимельштейн рассказывает журналисту: «Вообще, жить стало много веселее и лучше. Я зарабатывал раньше 180 — 200 рублей, а теперь имею 400 — 450». Уточню: это говорит передовик, перекрывающий нормы выработки в 2 — 2,5 раза.

Передовику–стахановцу, ясное дело, платят больше, чем другим. Но даже и ему потребуется как минимум работать на путевку в Арктику больше чем квартал. С учетом налогов, займов, всяческих взносов для добровольных обществ — добрых полгода. А то и целый год. Ну и потом перед такой дорогой надо ж и об амуниции подумать: меховом полушубке, шапке–ушанке, унтах на собачьем меху...

Хотелось мне, конечно, найти в газете продолжение затеи: кто из Минска решился двинуться через Архангельск в Арктику. Однако не обнаружилось такого сообщения. То ли журналисты недоглядели, то ли все–таки обыкновенные минчане, подкопив денег, поехали к теплому морю и зеленым пальмам, а не к напуганным садящимися на льдины тяжелыми аэропланами мишкам. А, может, и вовсе остались дома: ведь отпуск короток. И жизнь у многих в том далеком году тоже оказалась короткой. Каждый начинал понимать, что следует держать в уме вероятность северного маршрута за казенный счет.

...А великий полярный первопроходец Отто Юльевич Шмидт, кто не знает, любил бывать не только на Севере, но и в Беларуси. Ничего удивительного — он ведь родом из Могилева.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter