В Антарктику – с дальним прицелом

Зачем Беларуси такое дорогое удовольствие – собственная станция в Антарктиде?

Белорусы не новички в Антарктиде. Советские полярные станции на ледовом континенте давно обжиты многими нашими соотечественниками. Но эта экспедиция в истории суверенной Беларуси – первая. Ее участники – сотрудник Института зоологии Национальной академии наук Беларуси кандидат биологических наук Владимир Тышкевич и заместитель председателя Постоянной комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Николай Дубовик недавно вернулись из разведочного вояжа на южный материк. Целью экспедиции было не только проведение научных исследований, которыми во время плавания к берегам Антарктиды с удовольствием занимался почетный полярник Российской Федерации Владимир Тышкевич, но и выбор мест, перспективных для организации белорусской антарктической станции. 

Упреждая очевидный вопрос о том, зачем Беларуси такое дорогое удовольствие – собственная станция в Антарктиде, Николай Дубовик пояснил: 

—Да, станция потребует затрат. Но они будут оправданы. Всякая страна, которая приступает к изучению Антарктиды, заявляет о себе как о стране сильной, развитой, которая смотрит вперед. Ведь все мы прекрасно понимаем, что запасы полезных ископаемых не бесконечны, а недра ледового континента богаты. Наступит время, когда вопрос об их освоении будет поставлен, и приоритет при этом будут иметь те страны, которые уже сегодня вносят вклад в изучение обживаемой земли. Степень участия в освоении материка будет иметь значение и при выделении в будущем квот на добычу биологических ресурсов, которыми богаты прибрежные воды. Поэтому интерес к континенту  проявляют многие государства, в том числе и совершенно не имеющие опыта работы в высоких широтах. Их присутствие может ограничиться минимальным составом, но над их жилым модулем будет постоянно развеваться флаг страны, а это много значит. 

После проведенного анализа из 11 намеченных полярниками точек базирования специалисты выберут одну. Это будет или необжитый оазис, то есть место, свободное от многолетнего льда, или одна из законсервированных российских станций, которую нам в любое время охотно продадут. Приняв второй вариант, можно будет поступить по-разному: использовать имеющиеся строения и оборудование, которое морально устарело, но находится в рабочем состоянии, или построить новые модули, оснастив их современными приборами. Старые здания в таком случае тоже пригодятся – как временное жилье на период строительства. При выборе во внимание будет приниматься и географическое положение станции, и близость источника воды, и транспортная доступность, и, разумеется, общая стоимость всего предприятия. 

Строительство совершенно новой станции потребует, конечно, более высоких расходов, но опытные полярники считают, что этот путь выгоднее. Ведь в таком случае строения долго не будут нуждаться в модернизации, ниже окажутся эксплуатационные расходы на обеспечение менее энергоемкого и более компактного отопительного и научного оборудования, аппаратуры. Это важно, поскольку «начинка» станции порой многократно превышает по стоимости цену зданий. 

Кроме того, большое значение имеет достоверность и качество собранной научной информации. Ценность же материала, добытого с помощью допотопных средств, будет невелика, если его не примут на веру зарубежные партнеры. 

Не последнее значение имеет и бытовой комфорт, высокий уровень которого в новом жилом модуле обеспечить гораздо легче. Впрочем, с выбором окончательного варианта ясность появится к июлю, когда свое слово скажет правительство. 

Поскольку многие известные белорусские «полярные волки» находятся в предельном для работы в таких суровых условиях возрасте, то новые кадры предстоит еще поискать и подготовить. Что же касается оснащения станции, то, как считают члены экспедиции, отечественной науке и приборостроению есть что предложить исследователям. Например, кандидатами номер один для путешествия на ледовый континент считаются прекрасные белорусские лидары – приборы для дистанционного изучения верхних слоев атмосферы. Семейство этой высокоточной аппаратуры, созданное в институтах академии наук и вузах страны, уже хорошо зарекомендовало себя в работе и может быть использовано для контроля глобального загрязнения окружающей среды в рамках международных проектов. 

Совершенно очевидно, что, даже имея собственную станцию, хотя не исключен и вариант совместной с Россией полярной базы – в рамках Союзного государства, белорусы будут работать в тандеме с россиянами, имеющими отлаженную систему жизнеобеспечения полярных поселений. В то же время, как показывает опыт работы в Антарктике стран, не обладающих мощными транспортными ресурсами, для сотрудничества открыты все первопроходцы, и на их помощь можно рассчитывать всегда. 

На снимке: первая национальная антарктическая экспедиция на ледовом континенте. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter