В активе? Сплошной пассив

Парадокс. Даже западные политологи, которые, прямо скажем, не питают явных симпатий к модели развития белорусского общества, откровенно признают очевидное: нынешняя избирательная кампания проходит в беспрецедентной и абсолютно свободной атмосфере. А вот внутри страны кое-кому по-прежнему неймется: «Няма дэмакратыі. Трэба шукаць яе на плошчы». Что тут возразить...

Наша страна развивается и динамично, и демократично. И это отнюдь не конъюнктурная тенденция, подстегнутая выборами Президента, а закономерная и долгосрочная перспектива. Связанная с трансформацией общественного мнения и самосознания, возрастанием, а не затуханием роли политических партий и общественных организаций в государстве.

Согласимся с мнением политолога и историка Вадима Гигина, главного редактора журнала «Беларуская думка». Система, которая установилась у нас в 1994—1996 годах, по сути своей демократична, отвечает интересам большинства людей. К 2006 году, знаменательному безусловным доверием населения действующему главе государства и проводимой им политике, демократические принципы утвердились четко и окончательно. Но общество, действительно, оставалось апартийным. С одной стороны, резко возросло количество политических партий, с другой — их влияние на общественную жизнь страны было минимальным. Много, конечно, факторов повлияло на это. Но главенствующий связан с личностью главы государства. Александр Лукашенко пришел к власти не как представитель узкой политической группы, а выражал интересы различных категорий граждан.

В этой ситуации партии, которые ориентировались на поддержку главы государства, посчитали, что каких-либо активных действий и не надо предпринимать. Ведь люди всецело доверяют избраннику и не ассоциируют его с представителем конкретной партии. А оппозиционеры самоизолировались от политического процесса, проявляя откровенную пассивность. От агитационно-пропагандистских мероприятий отказались. Роль их в жизни общества практически свелась на нет. В 2008 году чуть ли не за руки приходилось вести к участию в парламентских выборах. Оппозиция демонстративно проявила равнодушие. Но ведь это ненормально! Если ты действительно политик, заинтересованный в переменах, участвуй в избирательном процессе, занимай место в парламенте.

В 2009 году при Администрации Президента создан общественно-консультативный совет. Важнейший шаг действующей власти! Призывающий к диалогу и взаимодействию. И надо сказать, на сей раз политические партии откликнулись, в совет влились и оппозиционные силы. Последовавшие затем выборы в местные Советы депутатов подтвердили прямо-таки титанические преобразования и оживление в политических партиях.

Вот конкретные цифры. Кандидатами в местные Советы было зарегистрировано 513 представителей политических партий. В три раза больше, чем на предыдущих. Если в 2007 году на депутатские мандаты претендовали представители 7 партий, то в 2010-м — 12. Существенный рост. И в общей сложности в местные органы власти было избрано 306 партийцев, 1,5 процента от общего количества. В общем-то немного. Но надо учесть, что три года назад не дотягивали и до одного процента.

А вот какая картина по президентским выборам. Цифры просто поражают. Если в 2006 году в состав избирательных комиссий было включено 7,5 тысячи представителей политических партий и общественных объединений (10 процентов от общего количества), то в нынешние — 29,6 тысячи человек, почти 42 процента. Рост — в 4 раза! 20 процентов мест заняли делегаты от трудовых коллективов. Свыше 38 процентов граждан выдвинули свои кандидатуры путем подачи заявлений. Если брать представителей сугубо политических партий, то их в избирательных комиссиях 1760, в то время как в 2006 году было всего лишь 122.  183 представителя относят себя к оппозиционерам (на предыдущих выборах был лишь один — от Объединенной гражданской партии).

Если попытаться определить степень влияния на избирательный процесс партий и общественных организации, то о явных политических амбициях заявляют РОО «Белая Русь», Коммунистическая партия Беларуси, БРСМ. Далее по степени активности идут Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская аграрная. А голос «бэнээфовцев» едва слышен. Политологи не без основания полагают, что БНФ попросту деградировал, превратившись в субкультуру, которая заявляет о себе лишь на «Дзяды» и при организации похода в Куропаты...

Таков, значит, расклад времени.

Владимир СТРЕЛЬСКИЙ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter