«Кросны», «жабіны вочкы», «кажушок»: как в белорусско-украинском приграничье сохраняют древние традиции ткачества

Узоры судьбы

Где-то в этих узорах, броских красках, строгом и незамысловатом крое, который многим не приглянется вовсе, покажется простецким, даже архаичным, спрятан наш генетический код. Такая одежда была в почете и у простых крестьянок, и у зажиточных модниц. В ней форсили наши бабушки, прабабушки, прапрабабушки, и кто его знает, сколько поколений белорусок до них. Спустя десятилетия, даже сотни лет, аутентичный костюм обретает особое значение, а технологии его создания становятся едва ли не сакральным знанием. Каждая мастерица, без всякого преувеличения, на вес золота. На Полесье их осталось не так много. Но у каждой — особый талант, своя история и судьба.

По обе стороны границы

Первая юбка, которую соткали по восстановленной технологии «кажушок».

Янина Юшкевич за ткацкий станок давно не садилась. Здоровье уже не то. Бабушке уверенно за 80. Она живет в агрогородке Логишин Пинского района и мастерицей себя не считает. Так, обычной хозяйкой. Почему? Все просто — раньше с ткацким станком, который в этих краях, разумеется, называют кроснами, лучше или хуже управлялись все женщины. Иначе никак. Одежду, «ходныкы», «радзюжкі», постельное белье ткали сами. Купить все это в магазине было сложно. Вернее, невозможно. Янина Михайловна говорит, что руки до сих пор помнят, что и как. Но ткацкого станка давно нет, зато покрывала, тканые дорожки, полотенца все еще на своих местах…

— Ткали из шерсти, льна, даже из конопли, — вспоминает Янина Юшкевич. — Держали овец, выращивали лен. Сами ткали рубашки, штаны, все что угодно. Я научилась этому ремеслу у своей мамы. Она — у своей. Так это и передавалось из поколения в поколение. Мастерицы старались украсить свои работы цветами, узорами. Помню, я ходила на танцы в тканой юбке и вышитой сорочке. Все это выглядело очень нарядно!

По другую сторону границы, в селе Велимче Ратновского района Украины, живет Ольга Гайдучик. В одной из комнат ее дома стоит деревянный станок, изготовленный более 80 лет назад ее дедом Федором. Кросна до сих пор в рабочем состоянии, верой и правдой служат хозяйке.

— Ткачество не такое простое занятие, как кому-то может показаться. Это нелегкая работа, которая требует и внимания, и усидчивости. Меня ремесло отвлекает, успокаивает. Ну а если душа к работе не лежит, то за станок лучше и не садиться.



В 2009 году ткачиха получила почетное звание заслуженного мастера народного творчества Украины. Основа ее работ — древние традиционные узоры. Их она восстанавливала по старинным рубашкам и рушникам, которые все еще хранятся у ее односельчан, кое-что заимствовала у белорусских мастериц. Тканые сорочки, платья, рубашки у Ольги Гайдучик заказывают ценители народного колорита со всей Украины. Мастерица говорит, что она с радостью готова передать секреты ремесла кому-то еще. Увы, желающих пока не находится…

Ремесло, которое объединяет

Привлечь внимание к уходящему ремеслу, к традиционной полесской культуре призван трансграничный украинско-белорусский проект «Народное творчество без границ». Его инициаторами выступили Малоритский райисполком и Ратновская районная администрация. Мастер-классы, международный пленэр ткачей, фольклорный фестиваль — программа получилась насыщенной. В Ратновском районе создан кружок традиционного ткачества. 

Валентина СТРУНЕЦ сберегает традиции полесского ткачества

— В Беларуси традиции ткачества сохранились все же лучше, чем у соседей, — говорит руководитель Малоритского центра народного творчества Валентина Струнец. — Все-таки Украина — это больше вышивка. Мы поделились опытом с соседями. У нас давние культурные связи и много общего в фольклоре, традициях, обрядах. Что касается ткачества, то есть много схожих, даже одинаковых узоров. А вот цвета отличаются. В Украине преобладают белый и красный, у нас — белый и бордовый.

Сразу у входа в центр, за стеклом, десяток местных костюмов. Некоторым из них больше 100 лет. Валентина Струнец малоритский народный строй называет уникальным явлением:

— Таких костюмов больше нигде нет! У нас чудом сохранилась своя, особая технология — «кажушок». Ее удалось восстановить относительно недавно. Видите, на лицевой стороне сорочки только бордовый цвет, а на изнанке — и бордовая, и красная нити. Это гобеленовое ткачество, или тканевое сатиновое плетение. Еще одна особенность заключается в том, что костюмы ткались сразу орнаментом, снизу вверх. А вот юбка-бурка, которая выткана из овечьей шерсти. На ее изготовление уходит примерно месяц. Увидеть что-то подобное можно только в Малоритском районе. 

Валентина Николаевна обращает внимание еще на такую особенность: на всех костюмах присутствует восьмиконечная звезда.

— Вот она в белом исполнении, здесь, на рукаве, — в красном. Это символ души человека. Даже на самых старых костюмах, которым больше 100 лет, такая звезда обязательно есть.

В Малоритском районе работают три центра, в которых ткачеству обучают и детей, и взрослых.

В самом большом помещении стоит ткацкий станок. С ним может управиться каждая из пяти сотрудниц центра. Здесь же учат ремеслу детей. Они занимаются охотно. Правда, набрать большую группу проблематично. За кросна может сесть только один человек, остальным остается лишь наблюдать. 

Центр народного творчества в Малорите был основан в 1998 году. Теперь можно точно сказать — решение о его создании спасло местные традиции ткачества. Сегодня ремеслу обучают не только в райцентре, но также в Хотиславе и Доропеевичах.

Старые сорочки, костюмы, рушники сотрудники центра собирали по деревням. Кто-то отдавал их бесплатно, кто-то назначал цену, некоторые старинные вещи сжигали, но передать в центр творчества отказывались.

— Люди ведь разные есть, — улыбается Валентина Струнец. — Недавно вот пришел мужчина, принес старое деревянное корыто — «ночвы». Говорит, нашел, когда разбирал бабушкин дом. Выбросить жалко. Принес сюда. Теперь «ночвы» — один из наших экспонатов. А вообще, в центре много уникальных вещей. Есть рубашка и фартук, в которых венчались молодожены в 1935 году. В годы войны они закопали свои наряды. Так и сохранили… 

Секреты бабы Стэпы

Главная хранительница местных традиций ткачества — 85-летняя Степанида Степанюк. Когда-то она работала в колхозе, потом швеей в ателье. В 72 года Степаниду Алексеевну пригласили учить детей ткачеству, возрождать местные традиции. Она не отказала. Более того, восстановила утраченную технологию, получила звание народного мастера Беларуси, титул почетного жителя Малоритского района, выиграла Гран-при фестиваля «Славянский базар».



На стенах ее дома в Доропеевичах — россыпь дипломов, ковров, рушников и всего того, чем обычно гордятся мастерицы. Еще — столетний ковер. На его изготовление ушел примерно год. В углу напротив — не менее старые кросна.

— За жизнь столько на них наткала, что все сорочки, юбки, рушники и в моей хате бы не поместились! — смеется бабушка. 

Степанида Алексеевна с помощью дочери Валентины переодевается в традиционный малоритский костюм. Повязала плат — головной убор длиной три метра. Его ткали из самого лучшего льна, из самых тонких нитей. 

Гостей мастерица встречает радушно. На столе появляются бульба со шкварками, драники, пшенная каша из печи, домашние колбасы, гречневый хлеб... Когда все готово, Степанида Степанюк начинает рассказ: 

— То нас жызнь заставыла навучытыся ткаты. Мні було 9, а я вжэ ткала. Мэнэ маты научыла. Мы сіялы лён, збыралы, ніці пралы, ткалы одзіжу. Тоды ж у магазінах одзіжу купыты нэ моглы. Всэ, шо трэба було, тэ і ткалы…

Краски тоже были в дефиците. Не достать. А покрасить пряжу как-то надо. Степанида Алексеевна вспоминает: главные ингредиенты — сажа и капустный рассол. Их кипятили в чугуне. Потом проверяли, берется краска или нет…

— Чем проверяли, пальцем? — уточняю. 

Бабушка хохочет:

— Ну каким пальцем? Кипяток же! Опускали кусок материи, смотрели. Как только краска взялась, нити или полотно доставали, сразу же опускали в холодную воду, чтобы краска закрепилась. Если нужен бордовый цвет — добавляли еще свеклу. Так что капустный рассол в доме у каждой хозяйки был. У меня до сих пор он в бочке хранится. 

— И эта краска держалась десятилетиями?

— Что там десятилетия, — продолжает Степанида Алексеевна. — Я тебе покажу столетнюю юбку, которую мне еще бабушка подарила. Смотри, какие цвета яркие, будто вчера соткали!



Полотенца и рубашки, сделанные самой бабой Стэпой, часто можно увидеть на выставках. И в нашей стране, и за рубежом. Несколько лет назад ткачиха из Доропеевичей получила Гран-при на профессиональном конкурсе, который проходил в Польше. Огромный портрет Степаниды Степанюк перенесли на один из люблинских автобусов. Так она стала городской знаменитостью.

Но своим главным достижением мастерица считает восстановление древнего вида ткачества. Это почти что мистическая история.

«Кажушок» от Степаниды 

К Степаниде Степанюк обратился руководитель одного из брестских танцевальных коллективов. Попросил сделать костюмы по особой технологии, которую в малоритском крае называют «кажушок». Степанида Алексеевна согласилась. Но была одна загвоздка — «кажушком» не ткали больше 150 лет. Технология была утрачена. Кое-какие вещи остались, но как они сделаны — поди разберись. Общение с другими мастерицами, поиск в литературных источниках, поездки на Волынь, десятки часов, проведенных за кроснами, — все напрасно. А как раз Министерство культуры предложило снять фильм о самобытной мастерице. Степанида Степанюк взялась за возрождение «кажушка» с двойным энтузиазмом. 

— Сложность была в том, что я никогда не видела, как ткали «кажушком». Даже моя бабушка не применяла этот метод. Шесть раз заправляла ткацкий станок, и так пробовала, и этак. Ну все, думаю, пропал «кажушок». А я человек верующий. Молилась, просила помощи у Бога. И, видимо, он мне помог. Как-то под утро приснился сон: иду я по зеленому лугу в сторону Кобрина. Вижу, на зеленой поляне стоят кросна. За ними — женщина. Ну, думаю, она мне и поможет. Подхожу — никого. Но нити в станок заправлены, причем более редко, не так, как до этого делала я. Проснулась, попробовала — получилось! От радости даже заплакала. Обзвонила всех: «Будуць, дэвчата, юбкы!» 

Даже сейчас, несмотря на преклонный возраст, Степанида Алексеевна много времени проводит за станком. И без очков! Для нее любимое занятие — лучший доктор.

— Сорочку и сейчас могу за неделю сделать. Лежу слабая, хворая, но думаю: надо сесть за кросна. И меня будто подменяют! Я ведь уже 85 лет прожила... Немало. Больше, чем жили мои родители. Значит, Бог еще держит здесь, значит, еще должна что-то сделать. Вот все стараюсь вспомнить, как меня бабушка учила ткать еще одним способом. Называется «жабіны вочкы». Пока не выходит. Может, еще и получится. Кто знает… 

Поклониться в пояс

Традиции ткачества сберегают и в Антополе. Это Дрогичинский район. Местная мастерица Галина Степанюк восстановила традицию плетения белорусских поясов. 

— Для наших предков пояса были особенным элементом одежды. Показаться без него на улице, распоясаться считалось оскорбительным и недопустимым! Только один раз в году мужчины могли не переживать из-за отсутствия пояса — во время сенокоса. Когда складывали сено в стога, за шиворот могла упасть гадюка. Вот пояса и не завязывали, чтобы змея, пролетев под одеждой, упала на землю.

Степанида Степанюк и ее дочь Валентина Готовчиц секретам ремесла обучили десятки мальчишек и девчонок.

Плетение поясов в Антопольском районном доме ремесел осваивали с нуля. Информации практически не было. 

— Я понятия не имела, что такое станок, — вспоминает Галина Михайловна. — Ездили по деревням, общались с бабушками, шаг за шагом восстанавливали технологию, изучали значение каждого пояса. Через некоторое время все же соткали первый экземпляр. Получился он, мягко говоря, так себе… 

Пояс мог многое рассказать о своем владельце. Например, незамужние девушки носили тоненькие пояски, в которых обязательно присутствовали бледно-красная, зеленая и желтая нити. После замужества в пояс обязательно добавлялась черная нить — символ плодородия. Впрочем, первый пояс у человека появлялся сразу после рождения и назывался «павівач». Плели его по одному принципу — чем больше ярких ниток, тем лучше. Девушки повязывали «павівач» под свадебное платье как оберег.

Раньше гости на сельских свадьбах не надевали яркие ленты с надписями вроде «Друг жениха». Узнать, кто есть кто, можно было, взглянув на пояс. К примеру, брат невесты носил пояс, сотканный из трех ниток — белой, голубой и васильковой. Его длина строго регламентировалась — 4 метра и 20 сантиметров. 

По поясу можно было узнать и статус человека. Например, у крестьянина он был соткан из льняных ниток бордового, черного и серого цветов. Зажиточные люди добавляли к льняной нити шерстяную. Ну а богачам плели пояса из тонких шерстяных и шелковых нитей.

— С поясами у белорусов связано многое. Они сопровождали наших предков от рождения до могилы. Я как-то попросила у одного человека сфотографировать его пояс, он не разрешил и ушел. Но вскоре вернулся и предложил мне сделать снимок, но за это сплести для него погребальный пояс, который состоит из трех полос. В центре — широкая черная, символизирующая землю, а по краям узкие ярко-оранжевые — цвета солнца.

Историй и примет, связанных с поясами, в арсенале Галины Степанюк невероятно много:

— Я вязала пояс на одном из фестивалей, когда ко мне подо­шли две женщины. Одна молодая, а вторая гораздо старше. Долго наблюдали за моей работой, а потом та, которая помоложе, попросила разрешения переступить через пояс. Я не знала, для чего это нужно, но разрешила. А после выяснилось: если девушка не может забеременеть, ей нужно встретить женщину, которая плетет пояс, и переступить через него. Надеюсь, у нее все сложилось хорошо…

losich@sb.by

Фото Павла ЛОСИЧА, Валерия КОРОЛЯ, Алексея ГАНЧУКА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter