Узоры на стекле эпохи

Ивенец способен отогреть душу любого городского циника.
В городах Западной Беларуси есть какая-то особая тонкость, какой-то свой строй жизни и отпечаток иной культуры на всем и вся. Городской поселок Ивенец на Воложинщине - из их числа. Все здесь избегает суеты и располагает к созерцанию. Это тихое местечко способно отогреть душу любого городского циника: леса, холмы, знаменитая Налибокская пуща, река Волма, где вечерами жители ловят окуньков, хотя говорят, что и форель здесь водится.

Историей дышит всё - и костелы, и старинные улочки, и прилегающие окрестности. В соседней деревне Камень, например, имеется живописный валун, увлеченный ледником из Скандинавии, размерами и формой своей напоминающий старую-престарую крестьянскую хату. По поверью - это местные жители прокляли особо жадного сапожника. Так и сказали ему: "Чтоб ты окаменел"... Он и окаменел вместе с домом. Да, народ наш такой: долго терпит, да больно бьет.

Нынче в Ивенце нравы изменились, но собственное достоинство - по-прежнему главная ценность, хоть и нелегко с такой ношей в рынке выживать.

Железная тень Феликса

В советское время главной достопримечательностью Ивенца был дом-музей Феликса Дзержинского. Когда-то именно благодаря такому "родству" в Ивенец и на хутор Дзержиново приезжал нескончаемый поток туристов со всего Советского Союза и зарубежья. Грянувший с эпохой перемен кризис музей пережил стоически. Долгое время судьба мальчика из шляхетской семьи Феликса Дзержинского была неинтересна никому, кроме самих работников музея. Но что-то уберегло его от окончательного запустения. Наверное, наш исконный белорусский инстинкт бережливости по отношению к прошлому. Все перипетии судьбы "железного Феликса" запечатлены в ивенецкой музейной экспозиции. Музей не зарос бурьяном. Музей работал, шла жизнь... А потом пришел новый директор - Олег Романовский. Он-то и понял, что на одном Дзержинском далеко не уедешь. Даже принимая во внимание всю величину и неоднозначность его исторической фигуры. Надо было находить новую концепцию, которую Олег Федосович, собственно, и предложил: в музее открыли залы с древними гончарными экспонатами и центр ремесел. Чтобы сделать не просто музей, а современный конкурентоспособный культурный центр.

Теперь в Ивенец приезжают иностранцы. Хотя проблемы остаются - заморских гостей пока и покормить, как следует, негде.

- Да, нам бы корчму хорошую построить, баньку, - мечтает Олег Федосович.

Мы бродили с ним по музею, заглядывали в самые потаенные его уголки. Интеллигентные сотрудницы поглядывали на нас с пониманием.

- Конечно, все опять упирается в финансирование, - говорит Олег Федосович. - Приходится рассчитывать на себя.

Свистульки и в Париже нужны

Когда мы пришли в центр ремесел, застали там за работой сына Олега Федосовича, Милослава.

- Вот здесь проводим экскурсии и с детишками занимаемся. Приобщаем их к гончарному ремеслу, - сказал Романовский.

После мы разговорились с Милославом. Выяснилось, что гончарными изделиями Милослав зарабатывает на жизнь. Подход к работе у него серьезный: есть своя сеть клиентов, постоянные поездки на личном автомобиле по работе. "Да, мешок за плечи - и вперед", - смеялся Романовский-младший.

- А конкуренция среди мастеров большая?

- Ну, если все мастера соберутся на каком-нибудь фестивале, например, "Гончарный круг", то тогда - да. А так...

Оказалось, что ивенецкие свистульки и вазочки пользуются спросом не только в Беларуси, но и за рубежом, например, во Франции.

- А за сколько ты их там продаешь, если не секрет? - поинтересовался я.

- Не секрет, - заулыбался Милослав. - Десять евро.

- О!..

- Да что для них эти десять евро? Кофе стоит пять. А для нас все-таки деньги.

Вот он передо мной - живой пример перспективы и потенциала глубинки: гончарный мастер XXI века, в джинсах и с мобильным телефоном. Отучился в столице, вернулся в родной город, ездит по республике, продает товар. Ничего ни у кого не просит. Просто стоит у своего гончарного круга и занимается делом, которое, судя по горящим живым глазам, еще и любит.

- Сейчас стали очень модными изделия, покрытые воском, - просвещал меня Милослав Олегович. - Хорошо подходят под мебельный интерьер. Глазурь постепенно уходит, хотя на свистульках, конечно, останется - свистульки должны быть яркими, чтобы привлекать внимание детей.

Кроме Милослава, в центре был гончар Владимир Сосновский, который, как оказалось, периодически устраивает "показательные выступления" за гончарным кругом для своих и приезжих.

- Экскурсии у вас часто бывают?

- Редко, - огорченно сказал Романовский. - Вот завтра будет первая. Можете, кстати, присоединиться, если, конечно, хотите.

- А откуда экскурсия?

- Из Минска. Из администрации "МакДональдса".

И над Волмой словно бы разнесся смех "железного Феликса"...

Хлебные "заложники"

...Нюансы провинциальной жизни часто ускользают от взора приезжего. Вот, например, когда вечером я решил купить хлеба к ужину, очаровательная продавщица в ответ на мою просьбу опустила глаза и тихо сказала

: - Вы знаете, он - воложинский...

- В смысле плохой, что ли? - не понял я.

- Ну...

- Хорошо, тогда сайку за 390...

- Ой!..

- Тоже воложинская?

- Она черствая, мы их за 150 продаем. Возьмите лучше минский хлеб.

- Хорошо.

Потом в приватной беседе с местными жителями выяснилось, что репутация у воложинского хлеба действительно не высокая. Все, кто бывает в столице, закупают в Минске сразу несколько сумок хлеба. Потом кладут их в морозилку, размораживают и употребляют в пищу. Впрочем, воложинский хлебозавод этими рассказами не пронять - зачем повышать качество продукции, если есть многолетний гарантированный рынок сбыта? Все равно же покупать будут - никуда не денутся. И действительно - покупают. Скажете, по привычке? Нет, скорее от безвыходности ситуации.

Биг-мак революции

На следующий день экскурсанты из "МакДональдса" действительно приехали. А что вы удивляетесь? Я, например, давно подозревал, что в "МакДональдсе" работают образованные, неравнодушные к проблемам керамической отрасли люди. Они осмотрели музей, подышали свежим воздухом, зашли в костел ордена францисканцев, прогулялись у монастыря, заглянули в фирменный магазин Ивенецкой кондитерской фабрики "Ивкон"...

Кстати, если вы думаете, что на керамике, и памятниках архитектуры имиджевая палитра Ивенца исчерпывается, вы глубоко заблуждаетесь. Ведь Ивенец - это еще и знаменитые конфеты "Коровка" Ивенецкой кондитерской фабрики, известной высоким качеством продукции не только в Беларуси, но и за ее пределами. Да, уж "Коровка" - вкус, знакомый с детства. С любым "хеппи-милом" конкуренцию выдержит.

В фирменном магазине стояла грустная продавщица. Мы наперебой стали покупать конфеты: "Коровка шоколадная", "Коровка ореховая", "Коровка люкс", "Вдохновение"...

- Первая экскурсия за последнее время, - сказала продавщица. - Это в середине-то сентября...

В центре ремесел члены экскурсии с любопытством рассматривали изделия Милослава.

- Ну что-нибудь продал? - спросил я его.

- Да, кое-что, - хитро прищурился молодой гончар.

Менеджер в бордовом платке демонстрировала купленную маленькую вазочку, покрытую тем самым модным воском. Мы разговорились с экскурсоводом Любовью Тарновой. Оказалось, что такие экскурсионные программы пока убыточны. Особого ажиотажа нет. Всего две-три экскурсии за лето.

- Надо пробуждать в людях интерес к белорусским местам, - говорила Любовь Александровна, - популяризировать сельский туризм, культура которого у нас пока еще слабо развита.

Менеджер - друг человека

После экскурсии группа поехала в Дзержиново, где в окрестностях устроила корпоративный пикник, к которому я самозабвенно примкнул. Посему подробности пикника опустим. Скажем только, что менеджеры с удовольствием пили квас, катались на деревенской повозке и плясали под гармонь.

Вояж "МакДональдса" на родину Дзержинского мне показался особенно трогательным во всей поездке. В уме я уже проигрывал ироничные сентенции о том, как обыграть этот забавный факт: мол, надоел "МакДональдсу" фаст-фуд, приехал он сала и блинов на природе поесть... Но строгий менеджер меня предупредила, что я не имею права ничего писать про компанию без разрешения его руководства. Я попытался объяснить, что надо смотреть на ситуацию шире. Это же прекрасно: менеджеры - и на природе! Полный постмодернизм. Но с менеджерами шутки плохи - топнут ножкой и превратят в камень. Так что уж ничего обыгрывать не будем, а лучше посоветуем и другим компаниям последовать примеру "МакДональдса". Потому как не засиделись ли вы, господа, в своих душных офисах? Ведь прогулка по сосновому бору способна от греховных мыслей очистить и энергетикой зарядить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter