Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Федора Шклярова празднует 40-летие

Узоры хранят историю

У Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Федора Шклярова — 40-летний юбилей. Здесь не просто собраны уникальные экспонаты. Это научно-исследовательский и просветительский центр, долгие годы занимающийся изучением культуры белорусского села, наследия старообрядцев юго-востока страны, а также и приграничных областей Украины и России. Наш корреспондент прошлась по выставочным залам и узнала, какие артефакты могут увидеть жители и гости Ветки.



Научный сотрудник музея Ирина Юдина сразу ведет меня к жемчужине коллекции. Под стеклом — «Апостол» Ивана Федорова, напечатанный в 1574 году во Львове. Это самое первое издание на территории современной Украины.

— Его заметили сотрудники музея во время экспедиции у жительницы одной из деревень Новозыбковского района — Ирины Григорьевны Долговой. Когда основатель музея Федор Шкляров увидел лежащую на столе книгу, тотчас же пришел в восторг и предложил женщине — продайте!

Ирина Юдина демонстрирует уникальную книгу XVI века «Апостол»

«Продать никак не можно, потому что не она наша, а мы — ее», — ответила старообрядка, но после долгих уговоров согласилась обменять на такую же, но поновее и «с крепкими листами и большими буквами».

Коллекция Федора Шклярова стала основой музея. Во второй половине XVII века Ветку основали бежавшие от церковных реформ жители Московского государства. Постепенно расселяясь на прилегающие территории, старообрядцы не только свято хранили свои религиозные устои. Они передавали из поколения в поколение уникальные книги, создавали золотые, серебряные чеканные оклады, вышивали жемчугом и бисером ризы для икон, которые сейчас по праву считаются произведениями искусства.

Евангелие, XIX век.

Федор Григорьевич тоже был выходцем из старообрядческой семьи и стремился сохранить наследие предков. Видя вокруг себя обилие уникальных вещей, которые находились практически в каждом доме, он начал собирать их. Все — от каменных топоров до рукописных книг и икон.

Его коллекция с каждым годом привлекала все больше внимания, потому в ноябре 1978 года на основе распоряжения Гомельского облисполкома было принято решение о создании Ветковского музея народного творчества. Федор Григорьевич стал первым директором музея. Пополнялись фонды, одновременно велась и огромная поисково–исследовательская работа.



В музее более пятисот рукописных и старопечатных книг XVI — начала XX века, все — из домов старообрядцев региона, продолжает экскурсию Ирина Юдина:

— Уникальное рукописное Евангелие начала XVI века поступило в музей от гомельчанина, уроженца деревни Косицкой Ветковского района. Он рассказывал, что спасла книгу его тетушка во время закрытия церкви в 1935 году.



Красочное оформление, буквы, крытые сусальным золотом, — сразу и не поверишь, что человеческие руки могли создать подобный шедевр. Изучение книги, в которой по старым правилам текст еще даже не разбивался на слова, продолжается. Но по качеству работы и орнаментальному стилю можно сказать, что рождена она была в одном из белорусских монастырей.



Книга «Праздники певчие» первой половины ХIХ века создана старообрядцами на Ветковщине. Отличительных черт уникального стиля предостаточно. Страницы выглядят, будто поле, засеянное нотами. Ветви, листья, цветы как волны накатывают друг на друга. В виде цветущего куста написана даже буквица, украшенная поющими птицами и изображением белки. Примечательно, что в одной экспозиции со старинными книгами выставлены резные наличники. Старообрядцы, черпающие вдохновение на страницах рукописных книг, такими же райскими узорами украшали окна своих жилищ.

Так же изысканно выглядит коллекция икон, вышитых бисером риз, золоченых, вырезанных из дерева киотов. А в чеканных окладах кузнецов–старообрядцев настолько проработаны архитектурные детали, что смотрящий будто оказывается внутри храма.

Книга «Праздники певчие», XIX век.

Галина Григорьевна особо отмечает, что задача музея не просто найти и сохранить артефакты, но отыскать заложенный в них смысл:

— В наших экспедициях записаны тысячи часов аудио– и видеоматериалов. Мы воссоздаем старинные обряды. Изучаем традиционные технологии, семантику белорусского орнамента, народное ткачество в контексте фольклорных и обрядовых традиций.

Благодаря исследовательской работе, организованной нынешним директором музея Галиной Нечаевой, в научный оборот введено такое понятие, как ветковская школа иконописи. Узнать местные иконы среди прочего можно по узору в виде золотых роз и мелких цветов при орнаментации тканей.

Научные сотрудники музея создали каталог элементов орнамента традиционного ткачества и их названий, полученных непосредственно от мастериц. Он помогает понимать сокровенный смысл, заложенный в каждый рушник ткачихами. Да и коллекция самих рушников, особенно из знаменитой деревни Неглюбка, поражает воображение. Галина Григорьевна уверена:

— Осознание собственных культурных корней — источник силы и уверенности в будущем.

Казанская икона Божией Матери, XIX век.

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter