Мария Кулецкая восстановила утраченный уникальный белорусский промысел — рисунки на стекле

Узорный промысел

Мария Кулецкая — единственный в Пружанском районе обладатель звания «Народный мастер Республики Беларусь». Она восстановила подзабытый и утраченный уникальный белорусский промысел — рисунки на стекле, всячески его пропагандирует. Недавно Мария Николаевна отметила 65-летний юбилей. К этой дате приурочена персональная выставка мастера, которая открылась в музее-усадьбе «Пружанскі палацык». Большинство экспонатов — «стеклянные» картины.


— «Маляванкі» на стекле я помню с детства. Они были практически в каждой хате. Потом эти картины вышли из моды. Кто-то их выбросил, кто-то вынес на чердак. Я решила, что эти работы не должны пропасть, их просто необходимо сохранить для будущих поколений. Все же картины на стекле — часть нашей культуры, однако об этом виде белорусского искусства многие даже не слышали, — рассказывает Мария Николаевна.

В поисках картин она обошла все Пружаны, исколесила немало деревень. Искала работы старых мастеров, чтобы воспроизвести их манеру, восстановить технику рисования. «Ходить по хатам, расспрашивать людей было неловко. Не по-нашему это. Но я знала, ради чего это делаю. И люди шли навстречу: приносили старые, пыльные, иногда разбитые картины. Среди них были настоящие шедевры!» — вспоминает Мария Кулецкая. 

Каждую из картин мастерица сначала детально изучила, а затем сама взялась за работу. «Маляванкі» она не копировала — лишь перенимала темы, осваивала почерк народных художников. Это у Марии Кулецкой получилось настолько удачно, что теперь многие из ее работ хранятся в частных коллекциях Беларуси, Украины, России, Литвы, Польши, Германии, Швеции, Финляндии, Италии. Четыре картины народного мастера можно увидеть в Национальном музее истории и культуры. 


— Конечно, сегодня работать намного проще. Хотя бы потому, что есть огромный выбор красок. А раньше в основном обходились олифой и охрой. Как-то выкручивались, смешивали всевозможные компоненты, получая разные цвета. Впрочем, богатством красок картины не отличались — их было всего две-три. Но получалось невероятно красиво! 

В своих работах Мария Николаевна старается сохранить «фишки» старых мастеров: в качестве подложки использует фольгу, а каждую работу обрамляет черной рамкой, которую наносит исключительно пером-звездочкой и черной тушью. «Это отличительная черта пружанских мастеров. Сейчас некоторые мои ученики делают рамку маркером, но я их за это ругаю — эффект совсем не тот, да и выгорает маркер очень быстро», — говорит Мария Николаевна. 

Темы ее работ также традиционны: народные обряды, цветы, звери и птицы. Сегодня некогда утраченные традиции она охотно передает ученикам. Мария Кулецкая ведет кружок в районном Доме культуры. Заниматься к ней приходят более 60 человек! А во время летних каникул, когда к пружанским бабушкам съезжаются внуки, количество учеников у нее значительно увеличивается. 

— Работать с детишками очень интересно. Учить их, радоваться успехам, осознавать, что у наших «маляванак» есть будущее. Здорово, что среди моих учеников немало мальчишек. Им наше общее дело очень нравится, — улыбается Мария Кулецкая. 


Мастерица учит не только детей, но и своих коллег. Например, руководителей кружков народного творчества. Мария Николаевна периодически проводит для них мастер-классы. К слову, застать художницу дома весьма непросто — каждый год она участвует в десятках мероприятий: выставках, семинарах, презентациях, конкурсах. В ее копилке около 70 грамот и дипломов! Дважды она участвовала в конкурсе мастеров, который проводится в рамках «Славянского базара», и дважды занимала призовые места. Две ее работы прошли в финал конкурса «Беларускі сувенір». 

Помимо «маляванак», у Марии Николаевны много других занятий. Она ткет, пишет маслом, плетет из лозы и соломы, вышивает, делает глиняные свистульки. И творческих планов, задумок у нее множество. Но главная цель, мечта искусницы из Пружан — сохранить и передать потомкам мастерство наших предков.

Мнение эксперта

Юрий ЗЕЛЕВИЧ, директор музея-усадьбы «Пружанскі палацык»:

— Работы Марии Кулецкой хранятся в музеях, в частных коллекциях. К счастью, у нее есть последователи, но, тем не менее, нужно сделать все возможное, чтобы сохранить этот уникальный белорусский промысел для потомков. Было бы здорово издать книгу, альбом с фотографиями работ, описанием техники. Сделать это, разумеется, на научной основе. Сотрудники музея готовы оказать в этом деле всяческую помощь и поддержку. 

p.losich@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter