Узнать лжеца по выражению лица

Будущих работников службы безопасности аэропортов с первых дней занятий учат никому не доверять...

Будущих работников службы безопасности аэропортов с первых дней занятий учат никому не доверять. В Минском государственном авиационном колледже им предлагают запомнить нехитрую аксиому: лгут все. Так начинается обучение профайлингу — системе распознавания скрытой информации. Ее разработали в Израиле, которому принадлежит пальма первенства в борьбе с авиатерроризмом. Суть системы проста: рассчитывать, что экстремист доверительно сообщит работнику аэропорта о своих планах, не приходится, поэтому распознать нежелательного пассажира пока можно единственным способом — по невербальным сигналам. Считается, что во время разговора 60 — 80 процентов информации мы бессознательно считываем с поведения, жестов собеседника. Присмотревшись, можно заметить «между строк» то, что, не исключено, стараются утаить.


Сегодня все, кто имеет дело с пассажирами в гражданской авиации, от кассиров до членов летного экипажа, постигают нюансы человеческой мимики и жестов на кафедре безопасности на воздушном транспорте Минского государственного авиационного колледжа или в центре профподготовки Национального аэропорта.


О чем молчит пассажир


Догма, которую втолковывают при первом знакомстве с дисциплиной по распознаванию лжи, бескомпромиссна: любой пассажир может оказаться террористом, а любой предмет — взрывчаткой. Опровергать или подтверждать это предстоит профайлеру.


На то, чтобы оценить, опасен ли пассажир, не так много времени — несколько минут предполетного досмотра. Специалист присматривается к поведению людей, интересуется целью поездки, содержимым чемодана. Некоторые пассажиры не знают, что у них в багаже, так как не сами его упаковывали. На занятиях в пример приводят случай в лондонском аэропорту. У женщины с ребенком поинтересовались, кто собирал их вещи. Оказалось, этим занималась домработница–иммигрантка. При досмотре в багаже нашли бомбу.


По сети гуляет масса книг с названием «Язык жестов» и т.п. Дилетанты считают, что достаточно прочесть одну из них, чтобы научиться обманывать профессионалов. В обратном меня уверяет декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Минского государственного высшего авиационного колледжа Александр Ипатьев:


— Лжеца выдаст мельчайшая непроизвольная мимика — легкое подрагивание уголков губ, еле заметный прищур, механический жест.


Признаки, по которым «читаются» лица, по понятным причинам не разглашаются. Пример из широко известных: утаивая что–то, мы неосознанно прикрываем рот рукой либо отводим взгляд в сторону.


Впрочем, профайлер тоже человек и у него есть риск неверно истолковать, например, нервное похохатывание пассажира, страдающего аэрофобией. Поэтому работников досмотровых служб учат избегать клише. Например, в израильской практике считается, что, если пассажир, отвечая на вопросы, бледнеет или краснеет, это еще ни о чем не говорит. К норме относят даже истерику.


Система выявления преступников учитывает и их национальные особенности. Допустим, известно, что экстремисты–смертники арабского происхождения перед вылетом обычно выглядят с иголочки — новый костюм, до блеска начищенная обувь. Так они готовятся к предстоящей гибели.


Из–за разницы менталитетов не все зарубежные методы борьбы с терроризмом могут применяться у нас, отдельные нюансы нужно адаптировать «под себя». Ведь даже на обычные проверки жители Беларуси и гости из–за границы реагируют неодинаково. Иностранцы, как правило, ведут себя покладисто. Взаимопониманию с нашими гражданами мешает их любовь покачать права: «На каком основании?»


Профайлинг для таксистов


После трагического апрельского взрыва в метро на курсы по распознанию опасных пассажиров стали отправлять и работников минской «подземки». За основу взяты принципы классической авиационной дисциплины, немного перекроенные специалистами колледжа под специфику метрополитена. Суть — та же: предупреждение экстремизма.


С основами курса с той же целью знакомятся и таксисты. Вдруг водитель заметит что–то подозрительное? Вторая причина — их личная безопасность, ведь и они нередко становятся жертвами нападений. Кстати, в Израиле, скажем, вы не получите лицензию на занятие извозом, пока не пройдете такую подготовку.


С таксистами во время обучения вышло забавно. Александр Ипатьев вспоминает, что сначала преподаватели и ученики смотрели на проблему с разных сторон баррикад. Например, работник службы авиационной безопасности аэропорта или метро изначально настроен на то, чтобы в экстремальной ситуации обезопасить пассажира. Таксист в первую очередь спасает себя, резонно оправдываясь вопросом: «А детей кормить кто потом будет?»


— Мы выяснили, что даже пассажиров они видят в другом разрезе, — делится наблюдениями Александр Викторович. — Например, рекомендация смотреть человеку в глаза вводила их в полное недоумение: а за дорогой как следить?


Мнения таксистов о нужности курсов разделились. Так, Михаил Федоров, исколесивший по улицам Минска больше четверти века, давно «читает клиента» по своим меткам. Обращает внимание, в какой позе сидит, на движения, речь. По его мнению, уроки, как определить ложь, больше пригодятся начинающему водителю.


Особенности работы различных видов транспорта натолкнули преподавателей колледжа на идею создать образовательный сайт по обучению методике распознавания лжи всех работников предприятий, связанных с перевозками пассажиров. Пока судьба проекта решается в Министерстве транспорта и коммуникаций.


В аэропортах мира предполетные тесты пассажиру устраивают профессиональные профайлеры. В Национальном аэропорту «Минск» этим занимаются работники службы авиационной безопасности и милиция на воздушном транспорте. Милиционеры, до недавнего времени надеявшиеся только на свою интуицию и опыт, прошли специальную подготовку. Начальник отделения досмотра Минского ОВД на воздушном транспорте Андрей Левко пользу новых знаний оценил:


— Задержали группу вьетнамцев, у которых оказалось по два паспорта. Какой из них подлинный? Тем более что пассажиры на снимках в документах выглядели гораздо младше. Однако даже с возрастом некоторые черты лица у человека остаются прежними: расположение ушей, бровей. Это и помогло нам определить, что у каждого пассажира верны... оба документа. Двухпаспортных вьетнамцев передали миграционной службе.


По оценке международной организации ИКАО, Национальный аэропорт «Минск» считается одним из самых безопасных. Так есть ли нужда в профессиональных профайлерах в нашей стране? Пока с этой обязанностью справляются милиционеры, работники аэропорта, метро. Тем не менее количество рейсов растет, ежегодно увеличивается пассажирский поток. Вполне вероятно, что вскоре в реестре профессий появится новая строчка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter