Узкие места приграничной полосы

Кое–что о буднях контрабандистов
Кое–что о буднях контрабандистов

Жизнь в приграничье подчинена своим неписаным законам. Для того чтобы это понять, достаточно хотя бы один раз постоять в многокилометровой автомобильной очереди возле пунктов пропуска на границе с Польшей или Литвой. Для абсолютного большинства тех, кто готов полдня потратить в ожидании мимолетной проверки на пути в зарубежье и делает это ежедневно, спокойное отношение к такому времяпрепровождению — навык профессиональный. Для них не столько время — деньги, сколько место — кордон. Вроде бы ничего нового. Как и год, и несколько лет назад, среди тех, кто и сейчас ждет своей очереди «на прием» к таможеннику, чуть ли не каждый везет в своих баках солярку или бензин на продажу. Но в последнее время «торговый путь» «топливных челноков» стал намного более ярким, многотрудным и... выгодным.

Короли бензоколонок

Самая ходовая и дорогая машина на гродненском автомобильном рынке — «Фольксваген–Пассат» (универсал). Цена на эту модель как минимум на тысячу долларов выше, чем стоимость машины той же марки, того же года выпуска, причем независимо от технического состояния и внутренней «начинки». Деньги просят не за них. У этой машины есть одно неоспоримое достоинство: размер топливного бака. Он на 30 — 40 литров объемнее, чем у остальных моделей, что и диктует цену. Обычный обыватель такой «Фольксваген» не купит: его стоимость нисколько не соответствует качеству, зато среди специалистов по бензиновому извозу — самый ходовой товар. «Челноки» знают, что вложенные деньги окупятся с лихвой: в 30 километрах западнее Гродно — на территории Польши дизельное топливо стоит в полтора–два раза дороже. Грех не воспользоваться разницей.

...Тысячи вояжеров с наполненными до отказа топливными баками с самого раннего утра выходят «на работу». Это их основной вид заработка, а нередко и семейный бизнес. Но те времена, когда «бензиновые туристы» ограничивались только продажей в Польше белорусской солярки, уже прошли.

Полна коробушка!

«Челноки» знают, что сигареты и алкоголь, приобретенные в магазине беспошлинной торговли, можно без проблем перепродать польским скупщикам, которые не задумываясь дают двойную цену. А если не полениться и заехать в приграничную Кузницу, то доход от одной поездки увеличится еще на десяток–другой долларов. Многие дома в этом польском городке уже давно приспособлены под складирование товаров. Белорусу достаточно объехать некоторые из коттеджей, для того чтобы (под строгую отчетность) принять для перевоза в нашу страну целый ассортимент различных вещей якобы для личного пользования: колесо, сотовый телефон, сумку, пару рубашек, детскую коляску, коробку с обувью, 5 килограммов мяса... О том, что именно таким образом к нам попадает львиная доля польских товаров, «СБ» уже неоднократно писала, поэтому не буду вдаваться в подробности. Напомню только, что нечистые на руку торговцы, не желающие декларировать ввозимые товары и платить таможенные пошлины, предпочитают иметь дело с десятками таких «таксистов», нежели с государством. Алгоритм действий приграничных извозчиков прекрасно известен Владимиру Назаруку — начальнику отдела по борьбе с контрабандой и административными таможенными нарушениями Гродненской региональной таможни: «За каждую удачно въехавшую в Беларусь единицу товара «таксист» получает от 2 до 5 долларов. В итоге одна поездка приносит «челноку» более 100 тысяч рублей. А если посадить рядом в машину всех неработающих родственников — отца–пенсионера, жену–«декретницу», — выгода от этого только увеличится: с ними и в магазине «Duty free» можно основательнее отовариться, и побольше вещей перевезти в Беларусь из домов–складов в Кузнице».

Месячный доход «туристов» позволяет им и их семьям безбедно жить и занимать свое место среди представителей среднего класса. Можно бы было и на более высокий уровень жизни замахнуться, но... мешают очереди на границах. Из–за них мало кому удается совершить больше одной поездки за кордон в течение одного дня. Только это и ограничивает возможности «челноков» на пути к высоким доходам. Но кое–кто эту проблему для себя уже решил.

Прикордонные мадонны

Вояжеры открыли для себя способ, при помощи которого можно не только сократить время нахождения в очереди к КПП, но даже и вовсе ее игнорировать. Достаточно лишь посадить в свою машину грудного младенца, инвалида, онкологического больного. Таких пассажиров пограничники, само собой, пропускают без очереди. «Зеленые фуражки» и законы, которыми они руководствуются, гуманны. «Нормативная база предусматривает, что лица, пересекающие границу с детьми в возрасте до 3 лет, имеют право проходить пограничный контроль без очереди. Инвалиды же могут получить бесплатный пропуск и вместе с ним — право на льготный проезд», — объясняет заместитель начальника отдела управления погранконтроля Государственного комитета пограничных войск Анатолий Каштанов.

Вот и увеличивается с каждой неделей приток к границе машин с «льготными» пассажирами, дающими коммерсанту возможность сделать несколько выгодных рейсов в день. А спрос всегда рождает предложение...

«Таможенники и пограничники уже успели привыкнуть к лицам некоторых «профессиональных» мамаш (их уже несколько десятков), которые на договорных условиях готовы предоставить себя и своего ребенка во временное пользование в качестве своеобразного пропуска на внеочередное прохождение контроля. Успел даже примелькаться двухмесячный малыш, за свою короткую жизнь прокатившийся в соседнюю страну... 40 раз», — рассказал мне заместитель начальника Гродненской региональной таможни по правоохранительной работе Александр Высоцкий. К слову, в «должностные обязанности» привилегированных пассажиров входит истеричное взывание к совести в том случае, если таможенник вдруг решит внимательнее осмотреть автомобиль. Но сейчас подобная хитрость скорее притягивает внимание контролеров на границе, нежели отвлекает его.

Неравный бой

И провоз бензина в Польшу, и вывоз оттуда мелких партий товара, который скапливается на белорусской стороне в жилых домах и квартирах, — суть контрабанда. Но доказать, что некий конкретный гражданин каждый день ввозит в страну по одному новому мобильному телефону, паре обуви и километру ткани отнюдь не для своего личного пользования, ох как нелегко!

Доходит до курьезов. Недавно житель Гродно пытался заверить таможню и даже суд, что он ввез выхлопную трубу для фуры в качестве... дымохода в баню на даче! Обойдите хоть все летние домики в окрестностях областного центра — вряд ли вам встретится дымовая труба, сооруженная из 500–долларовой детали от большегрузного автомобиля. Еще один водитель, который ввез 8 километров ткани, убеждал, что собирался декорировать ею свою квартиру. Таможенники грустно шутят: «Бесполезно составлять протокол о нарушении на человека, который беспошлинно ввозит 50 пар туфель, если он укладывается в положенную для провоза стоимость товара — 1.000 евро. Он все равно будет доказывать, что гоняет ими ворон у себя в саду».

Для того чтобы выявить скрытых контрабандистов, таможенникам приходится не только заниматься проверкой непосредственно на границе, но и отслеживать конечный пункт следования груженных добром «туристов», а потом неделями днем и ночью дожидаться возможности уличить хозяина склада. Привлечь к ответственности таких дельцов — задача сложная, и «на поток» ее решение не поставишь. Однако в последние месяцы стал намечаться хоть какой–то прорыв: за незаконный провоз и хранение польских товаров только за август — октябрь сотрудниками Гродненской региональной таможни было составлено 16 административных протоколов на сумму почти 72 миллиона рублей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter