Ужин в Париже — счет Брюсселю?

О недавней встрече лидеров Франции и Германии в Париже

Восемь лет назад Берлин и Париж серьезно повздорили. Возможно, впервые так серьезно после Второй мировой войны. На саммите Европейского союза в Ницце тогдашний президент Франции Жак Ширак и канцлер ФРГ Герхард Шредер не скрывали от публики своих разногласий по поводу того, как должен развиваться ЕС. Елисейский дворец опасался, что в случае расширения Евросоюза, как предлагала Германия, она получит больше влияния в организации, поскольку восточноевропейские государства традиционно имеют с ней более тесные связи. Сегодня, когда в Европейском союзе уже 27 членов, такая постановка вопроса кажется надуманной, но в декабре 2000 года франко–германская ось, на которой держалась вся Европа, едва–едва не сломалась.


Антанту, или сердечное согласие, удалось восстановить 31 января 2001 года за ужином в ресторане «У Филиппа» в эльзасской деревушке Блесхайм. Встреча Ширака и Шредера была настолько спонтанной, что сотрудники французской и германской служб протокола даже не успели согласовать меню — главы государств заказывали блюда по меню как рядовые посетители заведения. О чем они говорили, доподлинно не известно, поскольку на неформальном саммите не было ни прессы, ни стенографистов. Однако ж, как показали дальнейшие события, именно там Франция и Германия договорились по вопросу европейской интеграции. Так был запущен «блесхаймский процесс» — регулярные, раз в два–три месяца, франко–германские встречи на высшем уровне.


Такой формат оказался намного более живучим, чем так называемый веймарский треугольник (Париж, Берлин, Варшава) или франко–германско–российская тройка. С 2001 года французский президент и канцлер Германии собирались «без галстуков» и без повестки дня уже более трех десятков раз. И хотя самые важные вопросы в ЕС принимаются консенсусом всех государств–членов, вне всякого сомнения, многие ключевые решения зарождаются именно на блесхаймских встречах.


По этой причине повышенное внимание было приковано к недавней встрече лидеров двух ведущих европейских держав в Париже. Она проходила накануне регулярного полугодового саммита Евросоюза, завершающего французское председательство в организации. Главный вопрос европейской повестки дня сегодняшнего: как вернуть в колею забуксовавшую экономику? Николя Саркози пытался убедить Ангелу Меркель поддержать 130–миллиардный антикризисный план Еврокомиссии, предполагающий, в частности, снижение НДС ради стимулирования внутреннего спроса. На этот шаг уже пошла Великобритания. Но канцлер вежливо попросила коллегу не спешить. Германия не особо хочет оплачивать «больничный» всей европейской экономике и готова пока только на точечные меры, например, поддержку жизненно важной для себя отрасли — автопрома.


Вердикт западной прессы был однозначным: политика не справляется с проблемами экономики. «Саркози настаивал на активных действиях, в то время как Меркель проявляла сдержанность и осторожность. Это могло бы стать хорошей комбинацией в спокойные времена, — отмечает «Франкфуртер альгемайне цайтунг». — Однако в условиях острого экономического кризиса может возникнуть впечатление, что федеральное правительство не проявляет инициативы и занимает пассивную позицию, особенно если речь заходит о проблемах, не затрагивающих напрямую интересы Германии».


Новоизбранный президент США Барак Обама, если сравнивать, действует не как Меркель, а под стать Саркози. На днях он представил свою экономическую команду во главе с новым министром финансов Тимоти Гейтнером. Обама признался, что выбирал тех, кто может предложить новый взгляд на вещи в сложившихся условиях. Справедливости ради нужно сказать, что ситуация за океаном сложнее, чем в Старом Свете. Сигнал SOS послала одна из ведущих финансовых корпораций страны Citigroup, и правительство вынуждено было выделить ей 20 миллиардов помощи вдобавок к 25 миллиардам в прошлом месяце.


Организация экономического сотрудничества и развития обнародовала свой прогноз, согласно которому в следующем году ВВП США сократится на 0,9 процента, стран еврозоны — на 0,6, Японии — на 0,4. Но уже в 2010 году специалисты ОЭСР ожидают экономический рост: в США на 1,6 процента, еврозоне — на 1,2, Японии — на 0,6. Впрочем, скорость и высота подъема будут зависеть от предпринимаемых мер правительствами. Можно спорить об эффективности манипуляций с НДС, но то, что создание искусственных преград мировой торговле в условиях кризиса лишь усугубит ситуацию, убедительно доказывает история. На саммите организации Азиатско–Тихоокеанского экономического сотрудничества в Лиме, в котором среди прочих участвовали руководители США, Японии, Китая и России, было решено на год отказаться от протекционизма. Это хорошая новость.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter