"Уже насосались"

От редакции Нам кажется, что читатели "СБ" с интересом ознакомятся с этим материалом "Белорусской газеты".
От редакции

Нам кажется, что читатели "СБ" с интересом ознакомятся с этим материалом "Белорусской газеты". Потому что люди должны получать разностороннюю информацию, в особенности когда дело касается морали тех, кто претендует на публичность и общественное лидерство. А то послушаешь иных краснобаев, и может показаться, что и родились они "оппозиционерами", и взгляды у них передовые, и Беларусь они любят как-то по-особенному - монопольной любовью. А в глазах при этом - зеленый огонек, то бишь готовность к долларовому финансированию. И за "оппозицию", и за "передовые взгляды", и за "патриотизм". Вспоминается ироничный Грибоедов, давно охарактеризовавший данный типаж, который к сегодняшнему дню, правда, усовершенствовался. С одной стороны, это откровенный плут, с другой - великий мастак красивых слов.

Для некоторых персон белорусской околополитической тусовки "честная дележка" (ее скромно величают "политинвестициями") стала обычным делом. Этим занимаются ораторы, организаторы диванных партий, "публицисты" - вообще все, кто имеет маломальский доступ к кранику. Прикрываясь фиговым листком "правозащитничества", устроительства смехотворных "конференций независимого наблюдения", как шустрые мальчики с девочками, так и седовласые ветераны движения обогащаются. Цинично и запросто. Похоже, правда, что западные "лохи" стали понемножку протирать глаза и догадываться, с каким контингентом они имеют дело. Они-то думали, что в Минске - сплошь Сахаровы и Буковские, Гавелы и Григорьянцы. А здесь - "рахманыя хлопцы" и "руплi›цы" собственного портмоне. Правда, первая ласточка, статья в американской газете "Крисчен сайенс монитор", которая прямо указала, что в Минске банально "разворованы миллионы долларов, направленные из США на построение гражданского общества", - свидетельство серьезной озабоченности Запада по поводу нравственной состоятельности тех, кого они, по наивности, приняли за порядочных людей.

Надо полагать, что незадачливые "спонсоры" теперь более конкретно присмотрятся к тем, кто за халявный доллар готов хворостиной гнать блоху из Минска до Варшавы. А мы давно знаем им цену. И не раз изумлялись: как эти господа (среди них, ради справедливости отметим и немалое число ухватистых дам!) имеют наглость поучать других хорошему тону? Словом, материал "Белорусской газеты" - прекрасное зеркало, в которое кое-кому следует посмотреть на себя повнимательнее. И, конечно, не пенять на зеркало...

После победы Лукашенко на выборах недовольство оппозицией, игравшей роль основного противовеса его политике и роль эту благополучно провалившей, начало стремительно расти. Апофеозом явилась статья в американском еженедельнике "Christian Science Monitor", в которой было заявлено о коррупции уже не в белорусском правительстве, а в той же оппозиции, якобы присвоившей за 7 лет 24 млн. долларов. Именно такую цифру озвучил собеседник "CSM", независимый белорусский политолог Александр Федута. О том, откуда была взята и, главное, почему была озвучена эта цифра, мы беседуем с самим ФЕДУТОЙ.

- Итак, вы утверждаете, что белорусская оппозиция за время правления Лукашенко присвоила 24 млн. долларов...

- Я не говорил, что белорусская оппозиция присвоила 24 млн. долларов. Я сказал, что, по моим наблюдениям, приблизительно треть общей помощи, которая направлялась гражданскому обществу, расходовалась либо неэффективно, либо нецелевым образом. А это (поскольку люди отдавали себе отчет в том, что они делают) граничит с воровством. Я считаю, что белорусская оппозиция коррумпирована ничуть не в меньшей степени, чем власть.

- И все-таки откуда взялась именно эта цифра?

- По линии самых различных фондов помощь гражданскому обществу в годы правления Лукашенко достигала 9 млн. долларов в год. Из них попусту разбазаривалось 30%. В среднем в год за счет нецелевого использования (проедания, краж и т.д.) похищалось приблизительно 3 млн. долларов. В предвыборный год эту цифру можно смело удвоить.

И когда политический деятель из числа оппозиции, разводясь с очередной женой, оставляет ей очередную квартиру в Минске, а сам переходит в куда более комфортабельную, можно сделать лишь один вывод: он очень неплохо борется за демократию. Когда другой политический деятель продает квартиру то ли в Солигорске, то ли в Светлогорске (а там у него была "роскошная" двухкомнатная "хрущевка" с проходными комнатами) и покупает здесь какую-то халупу в районе площади Победы - можете себе представить высоту потолков и полезную площадь... Бедный человек, ничего не скажешь... В обоих случаях у меня возникает вопрос: ребята, вы боретесь или сколачиваете личные капиталы? Если вы сколачиваете капиталы, то 7 лет вам должно было хватить. Вы уже насосались. Уходите!

- Вы не могли бы обрисовать схемы, по которым можно "отмыть" 3 млн. долларов в год?

- Простой пример: делается дорогостоящая продукция в единичных экземплярах, но так, чтобы было видно: продукция сделана. Ведь совершенно необязательно делать все 20 тыс. маек, которые фигурируют в заявке на грант. Можно сделать 10 маек, но, извините, засрать ими все негосударственные газеты, сфотографировавшись в них на пресс-конференции, чтобы создать у спонсоров видимость эффективной работы.

Вообще, способов зарабатывания денег в оппозиции существует огромное количество. Здесь и получение средств из нескольких источников финансирования для проведения одного и того же мероприятия, оформление самого себя, своих близких и родственников на получение грантов. Наконец, существует такая форма "зарабатывания", как нерасчет с людьми. И это тоже не делает чести белорусской оппозиции.

- Таким образом, 24 млн. долларов - цифра скорее умозрительная, построенная на предположениях, нежели реальная?

- Если белорусская оппозиция меня достанет окончательно, кое-какие цифры я, естественно, смогу подтвердить документально. Я могу назвать ряд фамилий, перечислить конкретные организации. Я вообще об этом могу сказать достаточно много. Но я не собираюсь работать на белорусскую власть. Я предпочитаю дождаться, что белорусская оппозиция все-таки разберется внутри себя сама. Я могу назвать сферы, где коррупция проявляется меньше всего. Нецелевого использования средств меньше всего в негосударственных СМИ. Прежде всего потому, что здесь затраты совершенно очевидны, их невозможно уменьшить. И если редактор повысил себе зарплату на 100 долларов - это не самое большое преступление. Практически не коснулись эти негативные явления исследовательских центров. Но здесь - потому, что нужно отчитываться за проделанную работу. И третья сфера - помощь, которая оказывалась культуре. Единственный способ "отмывки" денег, которым здесь обладает оппозиция, - это лоббирование интересов того или иного деятеля культуры, того или иного коллектива. И затем получение "отката" от этих деятелей и коллективов. Вообще, бизнес на "белорусской демократии" по принципу "мы поможем тебе, ты поможешь нам" построен просто блестяще. Существует даже несколько фондов-посредников, у которых, можете представить, есть такса за это.

- Что думают по поводу ваших сенсационных заявлений сами оппозиционные политики? Задавался ли вам вопрос, в чьих интересах эти разоблачения и что вы отвечали?

- Одна профессиональная защитница свободы слова, почему-то хронически мечтающая заткнуть мне рот, сразу после выхода интервью возмущенно спросила у меня: говорил ли я что-нибудь американским журналистам? Я честно ответил: да, говорил. И не вижу в этом ничего зазорного. На эту тему я говорил с американцами, чтобы довести информацию до спонсоров, а не с господином Зимовским, чтобы накляузничать. Тем не менее моя собеседница задала следующий вопрос: а кто тебя уполномочил это сделать? Тут я рассвирепел и сказал, что еще один вопрос в том же тоне - и я начну описывать механизмы, причем очень подробно (как вы понимаете, я их очень хорошо знаю). Когда она после этого сказала, что все сказанное мною - провокация, я ответил: еще одна характеристика подобного рода - и я начну называть имена. На этом все подобного рода выпады в мой адрес закончились. Я не уверен, что они закончились навсегда. Но, по крайней мере, наступило временное затишье.

- Леонид Синицын, доверенным лицом которого вы являлись в ходе недавней президентской кампании, недавно заявил о создании партии, ориентированной на победу в ходе грядущих выборов в союзный парламент. Можно ли расценить ваши высказывания об оппозиции как "пи-ар"-акцию, направленную на косвенную поддержку Синицына?

- Я не собираюсь баллотироваться в союзный парламент. Я не собираюсь быть членом партии Леонида Синицына. Я намерен оставаться самостоятельным журналистом, аналитиком, независимым игроком на политическом поле.

Нужно помнить, что Октябрьская революция в 1917 г. смогла быть осуществлена только потому, что Александр Парвус (известный в начале века коммерсант, осуществлявший контакты с Лениным; по информации ряда историков, он был хранителем золота, похищенного большевиками во время экспроприации банков дореволюционной России. - Ред.) ограничился комиссионными в 5% от сумм, выделенных большевикам генеральным штабом Германии. А 30% - это ж совесть надо иметь!

Я вовсе не считаю, что вся действующая белорусская оппозиция должна уйти. Но верхушка должна уйти немедленно. Прожиратели грантов не способны организовать революцию. В похрюкивании пингвина нам никогда не услышать грома бури.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter