Чем опасно «городское дно» для деревни

Ужасы нашего городка

ГРОМКИХ дел о «черных» риелторах немного. Зверства, творимые в Могилевской области потерявшими от жажды наживы человеческий облик дельцами, убивавшими обманутых одиноких владельцев квартир, — исключение. Чаще те, кто зарабатывает на незаконных операциях по перепродаже недвижимости, принадлежащей ранее так называемому «городскому дну», — свои в доску для многих забулдыг.


ВСЕ знают, как махинаторы, жирующие на чужих слабостях, плетут паутину, но вывести их на чистую воду непросто. Договоры, как правило, оформляются на подставных лиц, а деньги своим незадачливым «клиентам» в последнее время они перечисляют на карт-счет, воспользоваться которым можно только через некоторое время. Чтобы те, переселившись на новое место жительства, сразу не привлекали внимания властей и правоохранителей кутежами и пьяными дебошами. 

И тем не менее спившаяся городская наволочь становится для села все более острой проблемой. Быстро пропив деньги за городское жилье, не приспособленные к деревенскому быту, не приученные работать на земле, такие люди окружают себя собутыльниками, начинают воровать, превращая жизнь иногда в целых населенных пунктах, особенно небольших, в ад.

Звоню по объявлению о продаже вполне сносной постройки пятидесятых (по крайней мере, так она выглядит на фото) за три тысячи условных единиц в Кухчицах, рядом с Клецком. Продавец честно признается: в хате давно никто не жил. Но агрогородок хвалит: благоустроен, все есть для нормального обитания. 

Интересуюсь будущими соседями: в прошлом году получило огласку дело о переселенных в этот и Несвижский районы горожанах, ведущих аморальный образ жизни.  «Нас бог миловал, здесь жилье покупают нормальные люди. А вот в «Красной Звезде» их целая компания».

ЕЩЕ лет пять назад в окрестных деревнях  забили тревогу. В этих краях местные люди трудолюбивые и хозяйственные. Дома отделаны на загляденье. Госплемзавод «Красная Звезда» в свое время дал шесть Героев Социалистического Труда, а само предприятие было награждено орденом Ленина. В советские времена построено и многоквартирное, в основном двухэтажное, жилье. Есть вся инфраструктура, необходимая для агрогородков, на территории сельсовета их два. И Яновичи один из первых в районе заимел этот статус. Тем более обидно, что здесь стали появляться подозрительные личности, как правило, или судимые, или спившиеся инвалиды, или обязанные родители. После прокурорского вмешательства поток варягов остановился. Но в последние годы чужаки вновь потянулись в здешние места. 


В деревню Цепра перебрались брат с сестрой. Нигде не работали, а вскоре и вовсе исчезли. Налогов не платили, дом запустили. Никто не знал, где их искать. Недавно объявились сами, а женщина еще и с женихом из России. В сельсовете их союз  регистрировать отказались, но через две недели молодожены привезли свидетельство о браке из Жодино. 

С переездом еще одной столичной особы в 16-квартирный дом в агрогородке Красная Звезда в подъезде появился непереносимый смрад кошачьих нечистот. Во время очередного застолья, а приезжие быстро знакомятся друг с другом, в квартире любительницы кошек выбили стекла, и из окон сквозило так, что холодно стало в соседних квартирах. Сейчас женщину отправили на принудительное лечение от алкоголизма. 

В одном из частных домов жилец, не умевший пользоваться газом, устроил пожар и оказался на улице. Благо что нашлась комната в коммунальной квартире.

Появился в этих краях и отпрыск дворянского рода, по крайней мере, фамилия очень звучная, шляхетная. Да и с виду интеллигент. Но пьющий. Вначале ему купили одну квартиру, потом другую, наконец, усадебный дом, который он продал, а сам уехал, так и не выписавшись. Новые хозяева до сих пор не могут зарегистрироваться на своей жилплощади. 

Всего в деревни Краснозвездовского сельсовета за пять лет прибыло таким образом 18 человек, из них четыре хронических алкоголика, которые вскоре умерли. Двое сейчас находятся в местах лишения свободы и одна — на принудительном лечении.

Возможно, кроме местных жителей, они никому бы больше и не доставили хлопот, и никто бы не узнал о том, как эти люди поменяли прописку. Но сотрудников Департамента финансовых расследований КГК по Минской области насторожил тот факт, что в одни и те же деревни вдруг по двое-трое стали заселяться граждане бомжеватого вида. Возник вполне логичный вопрос: откуда у нигде не работающих беспробудных пьяниц взялись деньги? Начались проверки, которые и вывели оперативных работников на группу столичных маклеров. Организовал ее уроженец Грузии, а теперь гражданин Беларуси, который руководил фирмой по поставкам продуктов питания. В «подмастерья» он взял двоих знакомых агентов фирм по продаже недвижимости. Вначале подыскивали клиентов. Затем будущих продавцов обрабатывали психологически, завлекая обещанием больших денег. Для начала квартиры продавались подставным лицам, после сообщники подыскивали новых покупателей, а заодно — и жилье где-нибудь в глубинке для горе-переселенцев. За два года группа перепродала таким образом 15 квартир в Минске и области, заработав на незаконном предпринимательстве 5,2 миллиарда рублей. 

Сейчас в отношении троих минчан 42, 47 и 56 лет расследуется уголовное дело. В ДФР не исключают, что участников преступного бизнеса может быть и больше. 

А В БОРИСОВЕ делец подтянул к криминальным заработкам племянника, которому поручил роль брачного афериста. Чтобы завладеть неприватизированной квартирой, тот заключал фиктивный брак с женщинами, потом их выселял в деревню, а в последующем жилье приватизировалось на того, кто был в нем прописан. Это дело сейчас в стадии расследования, и его подробности пока не разглашаются. Следователи ищут веские доказательства и потерпевших. Судя по тому, как красиво жили аферисты, их может оказаться немало. 

«Рекорд» по количеству переселенных минчан держит деревня Гезгалы Дятловского района — туда «черные» риелторы «сослали» около тридцати человек. Первые жертвы появились там еще в середине 90-х, когда из соседнего военного городка были выведены воинские части. Мужчин разного возраста привозили, как правило, поздно вечером или ночью в полубессознательном состоянии. Затаскивали в брошенную военными квартиру. Поутру жертвы махинаций просыпались и, мучаясь от похмелья, бродили по поселку, спрашивали, где они находятся и как пройти к ближайшему магазину…

Случалось подобное в те годы и в городском поселке Смиловичи Червенского района, вспоминает начальник инспекции по делам несовершеннолетних Червенского РОВД Андрей Миронович:

— Сейчас повырастали их дети, проблемы создают внуки. Правда, некоторые уехали обратно, чтобы вернуться в привычную среду.

Бывает и такое: регистрируются, казалось бы, вполне приличные с виду граждане. Регистрируются, а потом исчезают… Недавно всем сельсоветом с милицией искали семью Козловских, прописавших в купленном доме человек десять. Жильцов вроде много, а навести порядок на подворье некому.

— Что, так и не нашли? – жду продолжения криминального сюжета от управляющей делами Смиловичского сельисполкома Валентины Демко. 

— Нашли, — вздыхает она, — сами приехали регистрировать очередного внука.

В Смиловичах объединили в свое время два самых крупных сельсовета в Червенском районе — поселковый и сельский, и сейчас шесть исполкомовских работников отследить ситуацию среди девяти тысяч проживающих конечно не могут. Между тем недавно там насчитали около пятидесяти нигде не работающих жителей, ведущих асоциальный образ жизни. 

Но больше всего таких  «перекати-поле» в Минском районе. Наталья  К. с четырьмя детьми, прежде чем приехала в Колодищи, покочевала по Вилейскому и Мядельскому районам. В ОАО «Слободская заря» проработала ровно день, запустила предоставленный хозяйством дом, где за долги отключили свет, но перелетная птица недолго думая упорхнула поближе к столице. Сейчас на птичьих правах живет в Колодищах у сожителя. Дети, вторят школьные педагоги, хорошие, активные, но родительский пример и пьяные оргии в доме гонят их из семьи. Уже из этого дома уходил один из сыновей, склонны к бродяжничеству и пробовали спиртное дочь и другой сын. 

Чтобы отследить охочих к перемене мест родителей и как-то помочь их детям, ежемесячно ИДН совместно с отделом охраны правопорядка и профилактики, как говорится, сверяют списки проживающих, убывших, прибывших. Всего в социально опасном положении в Минском районе находятся 400 детей из 229 семей. Больше всего неблагополучных ячеек общества в Колодищанском сельсовете. За прошлый год количество преступлений среди несовершеннолетних здесь выросло соответственно с одного до девятнадцати. 

С 1 июля неприватизированное жилье перейдет в разряд коммерческого. Новый Жилищный кодекс уже дает право расторгать договоры найма за неуплату «коммуналки», а собственников квадратных метров «воспитывать» переселением в «апартаменты», уступающие прежним по размеру, потребительским качествам и даже находящиеся в другом населенном пункте. 

В Слуцке недавно состоялось первое заседание суда по выселению за коммунальную задолженность. Семью Ш. перевезли из трехкомнатной квартиры в однокомнатную. Закон позволяет готовить исковые заявления при неоплаченных жировках за полгода. Если это частное жилье, то процедура немного сложнее: первоначально его продают, потом покупают меньшую площадь, за разницу погашают долги, судебные, нотариальные издержки и оставшуюся сумму возвращают собственнику. 

— Переезд — зрелище не для слабонервных, — рассказывала юрист Слуцкого ЖКХ. — Были и слезы, и проклятия. Но предупреждали мы должников не один раз, за это время можно было рассчитаться. Подготовлено еще пять исков в суд.

В Молодечненском районе по решению суда за 40-миллионный долг и антисанитарию лишилась трехкомнатной неприватизированной квартиры, полученной еще ее родителями, 58-летняя пенсионерка из поселка Чисть. Другой ей не дали. Свободных помещений, пригодных для проживания, попросту не оказалось. 

Еще один потенциальный кандидат на переселение в деревню...

klimovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter