Ужас подземелья

Фобии тех, кто боится спускаться в подземку, получили реальную подпитку: утром во вторник на Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена с рельсов сошли три вагона поезда
Фобии тех, кто боится спускаться в подземку, получили реальную подпитку: утром во вторник на Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена с рельсов сошли три вагона поезда. В результате ЧП погибли 22 человека, более 140 было госпитализировано. Спустя несколько дней после трагедии, когда первый шок прошел, многие эксперты говорят о том, что рано или поздно нечто подобное должно было случиться…

Катастрофа уже получила статус крупнейшей за всю почти 80-летнюю историю московского метро. Его механизм всегда работал как часы, сбои, конечно, случались, но к такому количеству жертв они не приводили никогда.

Еще во время спасательных работ эксперты и следствие попытались разобраться, из-за чего произошла беда. Версий оказалось несколько. По данным Следственного комитета, причинами могли стать несрабатывание стрелки, проседание полотна, неисправности самого вагона. Даже поползли слухи, что это теракт. По подозрению в нарушении требований транспортной безопасности были задержаны двое сотрудников метрополитена — дорожный мастер службы пути и его помощник. В следствии сообщили, что авария, по всей видимости, произошла из-за того, что стрелочный механизм был зафиксирован ненадлежащим образом. Его закрепили трехмиллиметровой проволокой, которая в определенный момент не выдержала многотонной нагрузки и порвалась.

Понятно, что самая очевидная версия о человеческом факторе, банальной халатности и разгильдяйстве не всегда устраивает тех, кто против. Причем против вне зависимости от того, что произошло. В некоторых российских СМИ недовольным тоном сразу же начали задавать вопросы: а действительно ли виноваты во всем только стрелочники? Впрочем, в руководстве СК и не отрицают, что лиц, виновных в катастрофе, может оказаться гораздо больше. В комитете отметили, что пока в числе подозреваемых находятся те, кто непосредственно выполнял работы по установке стрелочного механизма, но к ответственности будут привлечены все без исключения причастные к аварии: «начиная от исполнителей и заканчивая должностными лицами руководящего звена». В рамках уголовного дела сейчас проводятся технические, химические и другие экспертизы, результаты которых позволят установить все обстоятельства аварии. Также следователи проверяют наличие у подрядчиков и субподрядчиков лицензий на выполнение соответствующих работ в Московском метрополитене.

Руководствуясь старым известным национальным принципом «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», в России спешно проверяют работу других метрополитенов — в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах. Осматривают системы электроснабжения, безопасности и оповещения, особое внимание уделяют проблемам профессиональной подготовки специалистов и их персональной ответственности за соблюдение всех технологических требований и условий работы.

Эксперты вспоминают, что беда очень хорошо просматривалась. Знаки ее были различимы давно: за последние годы в московской подземке произошел целый ряд трагических инцидентов. Правда, ни один из них не приводил к таким многочисленным жертвам. Из числа сравнительно недавних ЧП: 21 марта нынешнего года из-за подтопления путей на участке Арбатско-Покровской ветки было остановлено движение между станциями «Щелковская» и «Партизанская». Тогда погиб один человек — сотрудник Мосводоканала. Причиной чрезвычайного происшествия стало проведение ремонтных работ на поверхности, во время которых был поврежден водовод. В марте же на «красной» линии из-за неполадок в системе электроники в тоннеле поезд простоял более 40 минут. А 5 июня на перегоне между «Библиотекой имени Ленина» и «Охотным рядом» загорелся силовой кабель, из-за задымления пострадали почти 80 человек.

Говоря об этой трагедии, нельзя не отметить и другие аналогии из категории «накликали». В 2012 году в прокат вышел российский фильм «Метро», снятый по бестселлеру Дмитрия Сафонова. Там тоже речь шла об аварии на «синей» ветке подземки. Правда, катастрофа была показана более масштабно — сценаристы «залили» в подземку воды Москвы-реки. Однако сцена схода с рельсов состава в фильме показана очень уж натуралистично. Ужасно, что то же самое испытали на себе те москвичи и гости российской столицы, которые сели в поезд утром во вторник…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter