Уж заМАЗ невтерпеж

Белорусский автопроизводитель ищет надежного партнера

Белорусский автопроизводитель ищет надежного стратегического партнера

Эти гектары ухоженной и прибранной площади в самом промышленном районе столицы со своими просторными улицами и снующими туда-сюда машинами похожи, скорее, на районный город. Только люди в форменных спецовках с красным логотипом напоминают – мы на территории промышленного гиганта ОАО «МАЗ». Именно такие заводы и есть национальное достояние Беларуси.

Сегодня МАЗ от кризисного спада возвращается к прежним объемам производства. Одолженные в сложное время у государства 570 миллиардов рублей предприятие намерено вернуть уже в этом году. Генеральный директор Александр Боровский считает, что автогиганту это по силам. И дело не только в режиме жесточайшей экономии, который введен на предприятии. Руководство МАЗа по-новому взглянуло на привычный порядок вещей: провело ревизию складов, освободилось от ненужных запасов, разгрузило площади под новое производство, пересмотрело штаты.

Оказалось, что даже новая система отпусков, которую давно приняла Европа, а недавно — и некоторые российские компании, экономит серьезную сумму. По ней предприятие в полном составе отдыхает 10 дней в январе и 21 день в августе. Кроме того, высвобождается рабочая сила, которую можно тоже перераспределить. Впрочем, в рабочих руках автогигант серьезно нуждается и не экономит на молодых и перспективных кадрах. Генеральный директор сам объехал ведущие технические вузы страны, отбирая талантливых студентов.

— Единственное, что мы не сдерживаем — рост зарплаты, социальную сферу и постоянную модернизацию, — поясняет Александр Боровский. – Например, среднестатистический мазовец получает 2,2 миллиона рублей. Ведущим молодым специалистам мы устанавливаем индивидуальные расценки, обеспечиваем жильем. Увы, в прошлые годы, когда предприятие работало по три дня, мы растеряли многих профессионалов, сегодня остро нуждаемся в них.

Серьезно прибавило предприятие и в модернизации собственного производства. Быстро ржавеющие кабины – давняя и известная «хворь» минских грузовиков. Теперь на предприятии нашли от нее надежное средство. Выручили коллеги ОАО «Лидская лакокраска», наладив совместно с фирмой «BASF» производство двухкомпонентной эмали. Две специальные окрасочные камеры позволяют не только в несколько раз ускорить объемы производства, но и до пяти лет продлить защитные и декоративные характеристики покрытия кабины. Кроме того, новая краска существенно экономит расходы: установка камер окупится раньше чем за 2 года.

Еще один проект МАЗа – новая большая кабина с высокой крышей. В ней появилось два широких спальных места, удобная приборная доска и стильный интерьер. К слову, КамАЗу, работающему над такой же кабиной, похожего результата достичь не удалось, несмотря на многомиллионные затраты.

Впрочем, российский конкурент удачно прошел последнюю гонку по бездорожью, заняв первое место. У МАЗа пока только двенадцатый результат из шестнадцати возможных. Но первый опыт спортивных соревнований показал: слабое место техники белорусского производителя — не качество сборки, а лишний вес. Решено, что новую модель спорткара конструкторы избавят от тучности, а учитывая, что некоторые камазовские знаменитости заявили об окончании карьеры, белорусские спортсмены вполне могут побороться за высокие места.

Если спортивные успехи порой зависят от удачи, то производственные куют, скорее, сами. Избавившись от складских запасов, МАЗ сегодня заставляет своих потребителей выстраиваться в очередь. И порой ожидать отдельные модели приходится по три месяца.

— Я поставил задачу — к концу года сделать новый современный автомобиль европейского качества по белорусской цене, — рассказал Александр Боровский и показал макет грузовика. – Для этого придется запустить новое производство катафарезного грунтования каркасов кабин. Уже закуплены порошковая технология покраски рам, оборудование для производства рессор. Кроме того, к концу года мы получим новый бесшумный мост для автомобиля.

Каждый МАЗ собирается из десятков тысяч комплектующих, а значит, с каждым их производителем нужно достигнуть компромисса по качеству изделий. Теперь автогигант заключает только трехмесячный контракт с предприятиями, в одностороннем порядке разрывая его с бракоделами.

Политика качества способствует росту популярности белорусской марки. И в век глобализации автопроизводителю впору задуматься об объединении с таким же крупным автоконцерном. Александр Боровский рассказал, что подобные предложения руководство МАЗа обсуждало и с MAN, и с IVECO. Но пока европейцы не готовы «сыграть свадебку».

Между тем на имя Президента Беларуси поступило предложение от группы ГАЗ о доверительном управлении МАЗом. Кроме того, президент российской компании «Ростехнологии» господин Чемизов направил на имя белорусского лидера предложение о создании холдинга из МАЗа и КамАЗа. Доля каждого из предприятий в нем может составить по 48 %.

Стороны провели первые переговоры, при этом ни одна из них не собирается отдавать контрольные пакеты акций производств. Если получится союз, хорошо, нет – каждый останется при своем. В холдинг с белорусской стороны пока предположительно может войти часть заводов МАЗа. Российская сторона предлагает включить в него ярославское ОАО «Автодизель» и ряд других предприятий.

— Нам нет резона отказываться. Нужно искать серьезного партнера, с которым можно объединяться. Как-никак 10 % акций КамАЗа принадлежит «Mercedes». Если Россия вступит в ВТО, то заградительные пошлины на грузовики снизятся с 25 % до 10 %. Европейская техника уложит на лопатки и российский, и белорусский автопром. Кроме того, нельзя забывать о Китае, в котором работают три крупнейших автозавода, каждый из которых ежегодно выпускает около 20 тысяч грузовиков. Поэтому принято решение создать рабочую группу, которая обсудит целесообразность коммерческих предложений, — рассказал гендиректор. – Кроме того, акционером МАЗа желают стать деловые круги Венесуэлы. От продажи части акций им можно выручить порядка 200 — 300 миллионов долларов. Эти деньги можно направить на техническое перевооружение МАЗа, например, модернизацию литейного производства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter