Узелок на память

При всей своей видимой непритязательности узелки - вещь очень непростая.

При всей своей видимой непритязательности узелки - вещь очень непростая. У моряков, например, существуют десятки разновидностей узлов и вязок, предназначенных для той или иной цели, им посвящены книги, хотя и не очень большие. Свои хитрости с узелками существуют в швейной промышленности и у альпинистов, у сотрудников правоохранительных учреждений и у стропальщиков-строителей, у парашютистов и пр. Но есть и "ничьи" узелки, которые на вид весьма нехитры, хотя применялись и применяются, встречались и встречаются в ситуациях довольно своеобразных и хитрых.

Завязать узел и формально, и морально (т.е. и физически, и психически) всегда означало либо "закрепить" и "утвердить" что-то, либо, напротив, "освободить" и "расторгнуть". Завязывание волос в узел у женщин, сохранившееся по сей день, в том числе в виде многочисленных кос и косичек, означало в старые времена самосдерживание и неподатливость нечистым помыслам, неуступчивость низким мыслям.

Распускание волос или снимание платка (простоволосость) было признаком распущенности нравов, отрезание косы у невесты - знаком окончания девственного девичества и перехода "в новое качество". Недаром женщины, занимавшиеся колдовством, распускали волосы, что, кстати, и чисто физиологически легче для подобных, как правило, нередко довольно "буйных" процессов.

В Древней Руси существовал и специальный термин "наузы", а сами действия "наузничества" расценивались христианской церковью как вредное суеверие или прямое противоборство, антивера. Завязывая узлы над человеком или предметом (в присутствии заказчика, разумеется) по поводу болезни или какого-то действия (например, при "прилюблении"), произносили, внушая, особые ритмические заклинания - "заговоры", полубелые стихи, которых история сохранила сотни, если не тысячи.

Амулет на Руси нередко представляет собой просто узловатую веревку. Кстати, поскольку смысл слов "талисман" и "амулет" отличается, запомните мнемонику: "Амулет охраняет от бед" и "Талисман наполняет карман". Пригодится.

Изобилие узлов, считалось, представляет великолепную защиту от колдовства, "непроходимость" его. Таковым предметом, как нетрудно догадаться, были рыболовная сеть, невод, бредень. Жители некоторых областей России поэтому накидывали на свадебный наряд невесты рыболовную сеть, чтобы тем самым уберечь ее от напастей. Девушки, уходя вечерами колдовать на суженого, особенно сидя голышом где-либо на бережку, также накидывали сеть - от "нечистой силы".

Узел, завязанный под предметом в присутствии верящего, пристально смотрящего и старательно запоминающего человека, - действие чисто психическое, это внушение кому-то или самовнушение. По сей день, чтобы что-либо запомнить, некоторые из тех, кто носит в кармане носовой платок вместо блокнота, завязывают себе "узелок на память", чтобы, однако, потом долго стучать себя по лбу, вспоминая причину "памятного" завязывания.

Платок в данном случае является как бы своеобразным "письмом себе", письмом "себе другому", письмом "себе будущему". Но узелковые письма, очевидно, можно "писать" и другим. В государстве древних инков (на территории Перу в Южной Америке) пользовались кечуанским (народность кечуа) узловым письмом - кипу. Каждая такая кипу состоит из резной деревянной палочки или основного шнура, к которому прикрепляются другие шнуры, связанные различного вида узлами и сплетениями в виде бахромы. Неокрашенные узлы служили для счета, причем двойные, тройные и т.п. узлы указывали на число десятков. Узлы и сплетения, крашенные в разные цвета и по-разному расположенные, имели свои условные значения.

Применение узлов, впрочем, было более многообразно.

Жрецу Юпитера (Зевса) в Древнем Риме, считавшемуся живым подобием Юпитера, человеческим воплощением небесного духа, нельзя было иметь ни одного узла на какой-либо части одежды. Основным знаком мощи Юпитера была молния, т.е. фигура явно "линейная", без петель и колец. Появление петли или узла лишило бы такого жреца его предполагаемой "мощи" и связи с божеством.

Аналогично мусульманским паломникам, прибывающим в Мекку, запрещается носить кольца и завязывать узлы, поскольку это может свидетельствовать о каких-то скрытых, потаенных мыслях, которые не годится иметь перед Богом.

У многих народов узлы не вяжут, например, при родах, бракосочетании, погребении и в некоторых иных случаях. Так, в Трансильвании (Румыния), в Лапландии (Финляндия и Швеция) и в ряде других мест жители были убеждены, что у роженицы на одежде не должно быть узлов, потому что они делают роды трудными и мучительными. У народов Ост-Индии это суеверие распространяется и на все время беременности. Считалось также, что если беременная женщина станет вязать узлы, обвязывать волосы лентой или вообще что-то закреплять, то это "стянет" ребенка или "свяжет" роды. У даяков (Индонезия, остров Калимантан) ни один из родителей во время беременности не может обвязывать или прикреплять что-либо веревкой. В племени тумбулу (Индонезия, остров Целебес) даже мужу, начиная с 4-го месяца, запрещается вязать крепкие узлы и... сидеть, скрестив ноги (т.е. держа их "узлом").

Узел на веревке и "узел" на теле, "узловатые позы" считались аналогами. Так, даже вполне цивилизованный Плиний (24 - 79 гг. н.э.) уверял, что сидеть со сложенными "узлом" руками рядом с беременной женщиной или рядом с больным, проходящим курс лечения, - значит причинять большой вред. Вред будет и если обнимать ногу или ноги (свои) сложенными руками или сидеть, положив ногу на ногу. Древние римляне вообще считали такого рода позы помехой в разного рода делах: в военном совете, на собрании магистратов, во время молений и жертвоприношений - никому не разрешалось скрещивать ноги и сплетать руки.

До XVIII века в Европе считалось, что брак может быть нарушен, если кто-то во время венчания запер замок или завязал на веревке узел, а затем выбросил такой замок или веревку. Еще хуже, если спрячет и будет шантажировать суеверную брачную пару - на подобном шантаже колдуны неоднократно делали бизнес. Считалось, что подлинный союз новобрачных невозможен до тех пор, пока замок не будет отперт, а узел развязан. Остатки таких обычаев ныне рассматриваются как простые "свадебные игры" с откупом.

В 1718 году парламент города Бордо (Франция) приговорил человека к сожжению живьем за то, что с помощью завязанных узлов он погубил будто бы целое семейство. Вера есть вера. В действие узлов верили и те, и другие.

В Африке подобные же страхи "завязки" были распространены повсюду. Считается, чтобы лишить жениха мужской силы, колдуну достаточно завязать узел на платке, который перед этим он потихоньку приложил желательно к N-й части тела жениха. Далее начинает шантаж с целью выкупа, так как суеверный перепуганный муж считает, что, пока узел на платке будет завязан, он не сможет полноценно исполнять свои супружеские обязанности.

В Сирии кое-где и сейчас существует подобное. На костюме жениха не должен быть завязан ни один узел и не застегнута ни единая пуговица (для европейского костюма это означало бы расстегнутые штаны и рубаха нараспашку). Завязывание узла как бы "закрепляет" действие, причем чаще всего - нежелательное. Но, как уже сказано, раз узел можно завязать, то его можно и развязать. Поэтому, согласно такой "магической логике", считалось, что узлы не только приносят вред, но и способны принести пользу.

Логика, а значит, и магия (действия по аналогии) возникали из неудержимой веры в то, что развязывание узлов, особенно "тех самых", вызвавших болезнь, принесут больному облегчение и "освобождение" (хотя бы моральное) от недуга.

В Туркмении сходно лечили лихорадку. Шаман брал верблюжью шерсть и с заклинаниями плел нить, где завязывал 7 узелков и дул на них. Нитку больной носил на руке и каждый день распускал по одному узлу. "Под занавес" нить кидали в реку, считая, что с ней уплывет и лихорадка.

Узлом старались связать и любовь. Так, у Вергилия (70 - 19 гг. до н.э.) девушка, влюбленная в Дафниса, старается выманить его из города с помощью магических чар. При этом на каждой из трех разноцветных веревок она завязывает по три узелка. В Свазиленде (Южная Африка) трава по обочинам дорог на перекрестках иногда завязана узлами. Это - особенность местной магии. Тем самым дорога "завязана", и такие узлы вяжет подчас муж сбежавшей жены или нанятый им колдун.

Откуда же человек взял идею узла - случайное ли это изобретение его собственного ума или он что-то подсмотрел у природы? Вероятно, для того чтобы в природе получить узел, нужен или очень длинный стебель, или ветвь растения, или же очень длинное тело животного.

Встретить случайно возникший узел в природе можно, например, на лианах, на многих вьющихся растениях. Наиболее доступный и наглядный пример здесь - огородный чеснок летом. Стрелка его растет вверх, затем внезапно делает изгиб и петлю вниз и снова начинает расти вверх. Такая стрелка проходит мимо стебля, один из участков оказывается затененным, другой - более освещенным. И возникает изгиб, отчего стрелка "промахивается" и нередко попадает в собственную же петлю, "затягивается". Все, узелок есть! Изредка, при переросшей стрелке, можно встретить даже два узелка!

Интересные узелки и косички возникают на гриве лошадей, видимо, как своеобразная "химическая завивка" при орошении мочой ласки, которая любит поиздеваться над лошадью в стойле, прыгая по гриве и иногда даже надкусывая ей кожу.

Длинные змеи, например пятиметровые королевские кобры, проползая сами по себе и под собой, нередко также временно как бы связываются в узел. Впрочем, подобный "змеиный узел" может быть встречен и в статическом состоянии. "Тут я не могу не вспомнить о том, - пишет индолог Н.Р.Гусева, - что не раз мне приходилось видеть в Индии отшельников, чьи волосы поддерживает завязанная узлом кобра, и заклинателей змей, тоже повязывающих кобр вокруг своих тюрбанов. И я не могла понять, да и до сих пор не понимаю, почему такая сильная и упругая змея, как кобра, не может развязаться и уползти, а покорно, точно заколдованная, подолгу пребывает в завязанном виде".

Секрет здесь, однако, прост и известен даже нам. Оказывается, пойманную змею надолго подвешивают вниз головой, привязывая к ней тяжелый камень и моря голодом. Мышцы такой змеи очень слабеют, в отличие от дикой, тонус их сильно падает. При освобождении, перед завязкой в узел, ей в пасть через трубочку вдувается нажеванная смесь пищи и трав, где, видимо, содержится лошадиная доза сырого макового семени (фактически опиум-сырец). В итоге на жаре змея приходит в сонное состояние, когда окружение совершенно ей безразлично.

Впрочем, такой "разящий" змеиный узел носил даже сам Шива Разящее Солнце, он вполне впечатляет, а это, видимо, - главное...

 

АРЕФЬЕВ Анатолий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter