Педагог-краевед из Любанского района Анатолий Величко знает практически все о каждом уголке своей малой родины

Узелки на памяти прошлого

Выбирать родину, как и родителей, никому не дано. Можно писать это слово с большой буквы, можно с малой, но она у каждого человека, как и сердце, одного размера. И святости одной. Эту истину, словно озарение, Анатолий Величко постиг еще в детстве. Возможно, озарение возникло, когда он впервые читал поэму Янки Купалы «Над ракою Арэсай». «...Сосны, мае Сосны! //Спрадвеку раслi вы, //Бачылi нямала// Ў век свой нешчаслiвы. //Паншчыну, лад царскi // Бачылi вы, Сосны, //Многа зiмаў, летаў, //Восеняў i вёснаў». «Так это же о наших Соснах рассказывает поэт!» — радостно встрепенулось сердце Анатолия. А может, когда слушал он рассказы бывших коммунаров, воспетых в поэме великим Песняром. Или когда у отца-комбайнера был помощником. Родители, хлеб — это самое кровное чувство родины.


Наступление на болота

...В конце XIX века на песчаном острове Сосны, что в 25 километрах от Любани, возник хутор. Состоял он из двух дворов, в которых обитали 13 душ. Остров, он и есть остров. Однако его не омывали со всех сторон речные или морские воды. Гиблая топь Марьинских болот стягивалась вокруг острова петлей-удавкой. Гнилое испарение, надсадно звенящие тучи мошкары и комарья, тяжелая пелена сизых туманов висели над клочком земли, как проклятие. Только для полешуков, упрямых искателей полей, это были мелочи жизни. Главное, что под ногами твердь. И пусть тощее, но все-таки свое поле. А что когда-нибудь человек посягнет на власть болота и заставит его покориться себе — кому такое тогда могло прийти в голову?

Но это произошло. В 1873 году в России была создана Западная экспедиция для осушения болот Полесья. Возглавлял ее геодезист, военный инженер генерал-лейтенант Иосиф Жилинский (кстати, корни Иосифа Ипполитовича белорусские: он родился в Глусском районе Могилевской области).

Западная экспедиция не обошла стороной Марьинские болота. Но ее вмешательство в гигантский массив было как капля в море. А вот работа первопроходцев-мелиораторов, возглавляемых инженером Владимиром Гневко, — это уже значительные шаги наступления на топь. Грабари-мелиораторы углубили речище Орессы, проложили магистральные каналы. Но «настоящее приключение», по словам Янки Купалы, случилось на реке в 1929 году. В край проклятых богом болот высадился десант демобилизованных красноармейцев и младших командиров 7-й Самарской, 2-й Белорусской и 6-й Чангарской кавалерийских дивизий Белорусского военного округа. Вот когда началось настоящее наступление на болота «с севера и с востока»!

Перед бывшими воинами по тем временам стояли немыслимые задачи: осушить болота, создать хозяйство и обеспечить кормами кавалерийские части. К четырем сотням добровольцев присоединились 130 местных комсомольцев. Сила немалая, но с одними лишь голыми руками к болоту не подступиться. 

Гусеничный трактор «Клетрак», десяток лошадей, пилы, топоры, лопаты да самодельные грабарки — вот и все, чем располагали добровольцы-мелиораторы. А еще была огромная вера, что они сумеют, заставят природу служить людям. Моральный фактор — дело не последнее.

Они создадут коммуну. Председателем изберут Эммануила Модина. Первым делом мелиораторы построят жилье и дорогу, которая свяжет центр коммуны (впоследствии они проложат 24 км узкоколейки) с Соснами. К тому времени там уже был создан первый в республике совхоз «Десятилетие БССР». В 1933 году у коммунаров и в совхозе побывал Янка Купала. И то, что он увидел и чем впечатлился, переплавилось в поэтические строки поэмы «Над ракою Арэсай».

Дорога к людским сердцам

С Соснами у Анатолия Иосифовича Величко тесно связана практически вся жизнь. Получив аттестат зрелости в местной школе, Анатолий не бросился по белому свету в поисках счастья. Он пошел разнорабочим (а с ним еще 15 парней) в свой совхоз. У каждого — права механизатора. Совхоз организовывал вечерние курсы водителей — можно получить еще одни. А в комсомольской организации совхоза между тем на учете состояло почти 200 членов ВЛКСМ. Да, и такие были времена...

В положенное время призвали Анатолия на службу в Советскую Армию. Свой долг он исполнял в городе Крупки в батальоне химзащиты. За образцовую службу был награжден медалью «За воинскую доблесть».

В родные Сосны Анатолий Величко из армии вернулся зрелым человеком. И шоферскую профессию постиг он досконально. Во всяком случае, грузовой автомобиль в совхозе ему доверили без колебаний. А в свободное время Анатолий садился за учебники: готовился к поступлению на филфак педагогического института. Но в Любанском райкоме партии на бывшего армейца были свои виды. Ему предложили поступить в двухгодичную Могилевскую совпартшколу. Там готовили руководителей среднего звена: секретарей парторганизаций, председателей сельсоветов. Учеба, надо сказать, была поставлена основательно. Общественные науки преподавались по программе вуза. И контроль за успеваемостью слушателей школы был строжайший. Получил тройку — вызовут в партком и пропесочат как следует.

Окончив совпартшколу, Анатолий Величко был рекомендован райкомом для избрания секретарем парторганизации совхоза «Городятичи» Любанского района (1973 г.). Ослушаться райком партии никто не мог. Покорно избирали. А потом нередко сожалели: не тот оказался товарищ. Чужак и людям, и делу. Двадцатичетырехлетний парторг Анатолий Величко умел отыскивать дорогу к людским сердцам. Осведомленность в крестьянских делах, искреннее внимание к каждому, умение чувствовать чужую боль как свою делали партийного секретаря своим, близким и понятным. Его слушали, ему верили.
Почти 20 лет на общественных началах Анатолий Величко собирал материалы и руководил музеем истории мелиорации, который находится в деревне Коммуна.
Вскоре Анатолия Иосифовича переведут заместителем председателя колхоза «Рассвет» Любанского района (здесь же он возглавит и парторганизацию). Специальных знаний явно недоставало, и Анатолий поступит на заочное обучение в Белорусскую сельхоз­академию. А в 1981 году станет председателем колхоза имени БВО, созданного в 1932 году легендарной коммуной из бывших красноармейцев.

В годы войны немцы до последнего разграбили и уничтожили богатейшее хозяйство. А его центр, коммуну, превратили в пепелище. Неимоверным трудом селяне оживили обескровленное хозяйство. Но былую славу орденоносный колхоз имени БВО вернуть не смог...

Остановись, мгновение

За 5 лет председательства Анатолия Величко колхоз станет прибыльным. И техникой обросли, и жилье строилось для колхозных специалистов (выделялись квартиры и учителям), и культура была на высоте. Но все чаще Анатолий Иосифович ловил себя на мысли, что не своим делом он занимается. И даже то, что можно считать удачей, не приносит ему желанной радости. На общем собрании Анатолий Величко попросит колхозников освободить его от занимаемой должности.

Бывший председатель колхоза обратится в районный отдел образования с просьбой направить в любую школу учителем истории. Анатолия Иосифовича назначат преподавателем начальной военной подготовки и учителем истории Нежинской средней школы. Здесь он всерьез займется и краеведческой работой. Вместе с учениками создаст музей деревни Нежин и колхоза «12 лет Октября».

А когда из Нежина Анатолия Величко переведут директором Коммунаровской базовой школы (1997 г.), то в первую очередь он добьется, чтобы школа из базовой стала средней. Огромных трудов стоило Анатолию Иосифовичу отстоять финансирование строительства, завершить долгострой детсада рядом со школой и реконструкцию его под учебный корпус.

Коммунаровская школа носит имя Янки Купалы. В этнографической комнате собраны материалы о жизни и творчестве народного Песняра. А на территории школы, как на большой поляне, расположены колоритные полевые валуны. Это своеобразная дорожная карта жизненного пути Янки Купалы. Переходя от камня к камню и читая надписи на них, как будто идешь вслед за поэтом по городам и весям, куда приводила его судьба.

Чтобы река времени не смыла своим течением славные имена и значительные дела людей, надо завязывать узелки на памяти прошлого. Этим благородным делом Анатолий Величко и занимается большую часть своей жизни. И совсем не важно, как выглядят эти узелки: полевой ли валун с надписью, мемориальная доска или памятный знак. Главное — остановить мгновение, извлечь из прошлого имя, событие и придать им осязаемость.

Мемориальные доски в деревне Дворец свидетельствуют, что в годы войны тут издавалась подпольная газета «Звязда». И штаб партизанской бригады № 121 имени А.Брагина располагался здесь же. В деревне Коммуна установили памятный знак в честь 100-летия Эммануила Модина, первого председателя колхоза «Коммуна», Героя Социалистического Труда. А другой знак — напоминание о коммунаровской узкоколейке. А легендарный партизанский остров Зыслав... Сколько подвижнического труда по увековечению народной славы вложено здесь Анатолием Величко! Как и по всей Любанщине, где краеведу известно все о каждом уголке земли.

История продолжается

Анатолию Иосифовичу перевалило за 70 лет. Пора бы и сменить напряженные будни на тихую, спокойную жизнь. Где отдых, прогулки, чтение сочетались бы с творчеством. Давно просят доработки уже написанные стихи. И надо дать дыхание строкам, что еще не родились... Я ничуть не удивился, услышав от Анатолия Иосифовича, что самое лучшее для здоровья — жить в привычном напряжении сил. И заниматься любимым делом.

Одухотворенный трудолюбием, он по-прежнему учительствует. Преподает историю в средней школе в агрогородке Малые Городятичи. И музей «Моя малая родина» создал вместе с учащимися.

— Вот спросят ваши ученики: «Как жить?» Что вы им скажете? — спрашиваю у Анатолия Иосифовича.

— Отвечу словами замечательного поэта Анатолия Гречаникова: «Не трэба жыць, як набяжыць. Так жыць на свеце трэба, каб да апошнiх дзён любiць людзей, зямлю i неба».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter