Группа минских интеллектуалов озаботилась проблемой установки памятников в родном городе

Узелки на нити времени

По–разному коротают досуг взрослые люди. Кто–то в танчики режется от заката до рассвета, кто–то на велике по городу гоняет, кто–то рыбалкой увлечен и ждет выходного дня, чтобы к воде выбраться. Группа минских интеллектуалов озаботилась проблемой установки памятников в родном городе. Дело это неновое. С завидной периодичностью вопрос о памятниках возникает на страницах периодической печати, на телевидении, неизменно вызывая нервные споры.

Уже несколько месяцев в интернете ведется обсуждение, параллельно проводятся встречи заинтересованных и небезразличных минчан, даже на днях «круглый стол» прошел.

Я присутствовал на встрече в пушкинской библиотеке, послушал и посмотрел, как обсуждаются проекты и предложения. Все эти разные мероприятия спровоцированы игрой «Поставь свой памятник». Один из организаторов затеи — писатель и журналист Михаил Володин, любящий и знающий Минск, много о нем написавший.


Михаил Володин – писатель, автор проекта «Поставь свой памятник»

— Михаил, расскажи, как все началось.

— Смотри, большинство памятников в Минске — послевоенные. Как правило, это идеологически выверенная скульптура. Но ведь уже больше четверти века мы живем в независимом государстве. Существуют приметы и признаки такого государства: деньги, границы, флаг, герб и так далее. Памятники, к сожалению, по факту, в эти приметы не входят, а должны. Я решил, и я не один такой, что надо собрать все уже существующие, а также появляющиеся идеи и предложения, обсудить, взвесить каждое. Уверен, что сегодня это понимают даже чиновники. Я специально не затрагивал вопрос о тех монументах, которые в городе лишние. Зачем устраивать ненужные дебаты на ровном месте? Время само внесет коррективы и все расставит на места.



— Но ты же не станешь утверждать, что все существующие монументы плохие?

— Памятник не от слова «память», а скорее от слова «напоминание». Это узелок на нити времени. Видя фигуру вдалеке, ты можешь даже и не знать, кто это. Но тебе известно, что на этом месте стоит Калиновский, Ленин... Смотришь — и вспоминаешь, чем он знаменит, что сделал. Второй вопрос: «А какие эти узелки бывают?» Мы привыкли, что памятник — это постамент, на котором скульптурная фигура «небожителя», взирающего на людей сверху вниз. Чем больше фигура, тем значительнее считается памятник. Если следовать такой логике, то получается, что Михаил Иванович Калинин очень важная фигура для Минска, а вот Адам Мицкевич — поменьше.


Так может выглядеть памятник минскому доктору Вильгельму Гинденбургу

— Михаил, с чего начался проект?

— Как только я создал сообщество на Фейсбуке и разъяснил правила игры, сразу же появились и единомышленники, сложилось ядро. Это искусствовед, литератор Сергей Харевский и скульптор Павел Войницкий. Всей организационной работой мы занимаемся втроем. Я специально обозначил затею как игру, чтобы не давать жестких обязательств, что эти памятники будут обязательно поставлены. Мы проводим через интернет своеобразный опрос сообщества, пытаясь понять, чего нам сегодня не хватает. Первый этап — сбор идей (в нашей копилке их больше тридцати). Он будет длиться до конца сентября.


Искусствовед Сергей Харевский предлагает поставить памятник Софии Минской

— Какова основная тематика предложений?

— Минск — уникальный город в том смысле, что он не озаботился тем, чтобы рассказать минчанам о том, кто его строил. Нет памятника первому князю Глебу! Нет памятника, с которого начинается летописный отсчет истории города — битве на Немиге! Нет памятника легендарному Мениску! Софии Минской! А это уже целый пантеон исторических личностей...


Архитектор Константин Шестовский предлагает поставить в городе уменьшенные копии всем разрушенным храмам

— Нет памятника Иосифу Лангбарду, который построил самые знаковые здания нашей столицы...

— Нет памятников многим значимым для истории Минска людям. Кстати, к политическим деятелям следует относиться с большой осторожностью, ведь политика имеет свойство меняться. Минчане должны знать тех, кто стоял у истоков. Зная это, мы будем лучше знать и свою историю. Например, я давно занимаюсь такой фигурой, как Вильгельм Данилович Гинденбург — знаменитый минский врач XIX века. Он для меня олицетворяет идеального минчанина — отзывчивого, терпимого, делающего добро всем. Представь, когда его хоронили в 1887 году, попрощаться с ним пришло десять тысяч минчан, а в городе жило тогда всего восемьдесят... Гинденбурга отпевали лютеранский пастор и еврейский раввин. Думаю, что он достоин памятника.


Скульптор Павел Войницкий сделал макет памятной доски на стенебывшей гостиницы «Беларусь», где была написана мелодия песни «Синий платочек»

— Михаил, пока мы говорим о традиционных скульптурах, но ведь это могут быть не только бронзовые или гранитные фигуры?

— Памятник — напоминание. Оно может быть сделано каким угодно образом. Вспомни: «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...» Строка поэта, вдруг возникшая и произнесенная, сразу дает и имя автора, и эпоху, и прочее. Во многих западных странах в парках почти не существует скамеек без таблички. Ставятся они за деньги горожан, родственников. Скамейка может быть посвящена памяти бабушки, дяди, соседа... Кого угодно. На самом деле подобная скамейка — своеобразный памятник. В Бостоне, в центральном парке сотни деревьев с табличками. Люди, заплатив немалые деньги за землю, посадку и уход, таким образом делают своеобразный узелок на нитке времени.



— Как будет проходить процесс от заявки до реализации?

— Первая стадия — попытка собрать максимальное число мотивированных предложений с четким определением, кому или чему этот памятник. Желательно с местом предполагаемой установки. Вторая стадия — квалифицированный отбор лучших заявок с заинтересованными лицами (скульпторами, архитекторами, историками, представителями городских властей). Будет создана карта города с указанием мест установки каждого объекта. Потом предложим студентам нашей академии сделать эскизы. Макеты попробуем расставить в городе. Последний этап такой. В январе следующего года хотим сделать памятники изо льда. Пусть они простоят и не очень долго, но приучат минчан к своему существованию. Надеемся, что–то и приживется.


Дерево-памятник в городском дворе, посаженное Николаем Дубровским

— Я так понимаю, что все, о чем говорим, — мечты.

— Сегодня мне позвонил Павел Войницкий и обрадовал, сообщив, что город утвердил памятную доску. Когда–то давным–давно я раскопал информацию, что в гостинице «Беларусь» в 1940 году жил Ежи Петербуржский со своим ансамблем «Голубой джаз». Именно там он написал мелодию знаменитой песни «Синий платочек». Текст появился позже в Москве. Мы с Дмитрием Подберезским встретились с владельцами гостиницы, рассказали им. Они обрадовались. Павел Войницкий сделал интересный эскиз памятной доски. Причем это будет интерактивный объект. От прикосновения ладони зазвучит мелодия. Уже начало обретать конкретные черты предложение Сергея Харевского. Он придумал поставить на Комсомольском озере памятник репродуктору. Тому самому, из которого прозвучало сообщение о начале войны.

— Михаил, а кто все это будет финансировать? Даже небольшой памятник стоит дорого.

— Это не самое сложное дело. Есть краудфандинговые площадки, на которых можно собрать необходимые суммы. Главное, чтобы минчане хотели такие памятники видеть.

ladzimir@tut.by

P.S. Во дворе дома, где я живу, растет небольшой дуб, а вокруг большие каштаны, клены, ясень. Рядом с дубом скромная табличка. На ней написано, что дерево посадил Николай Дубровский в память о воинах–ветеранах, проживавших в этом доме. Посажено дерево в 1985 году. В доме, раньше в нем жили военные, уже почти не осталось ветеранов. Дубок растет, напоминая новым жильцам об их предшественниках. Естественно, что Николай Дубровский об игре «Поставь свой памятник» тогда ничего не знал. Он, как ни высокопарно звучит, посадил дерево по велению души — создав памятник себе и своим соседям.

Советская Белоруссия № 109 (24991). Пятница, 10 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter