«Мы работаем чтобы деревня имела нормальный вид»: как на Брестчине приводят в порядок сельские дворики

Уют — дело хозяйское

Порой заезжаешь летом в деревню и не видишь ни покосившихся заборов, ни нескошенной травы. Летом глаз ищет только красоту. Сейчас на сельских подворьях благоухают розы, лилии, флоксы... Многоцветие и сказочные ароматы настраивают приезжего на мажорный лад. Забываешь о сумасшедшем городском ритме. Расслабляешься. Сельчанам же расслабляться нельзя. Выпадешь из жизненной обыденности на день-два — и огород зарастет, живность в сарае голодный бунт устроит. Иметь домик в сельской местности — большой труд, считает жительница деревни Кнубово Пинского района Валентина Николаевич. Она обратилась в брестский корпункт «СБ» с... жалобой на соседку. Мол, не следит за участком и даже сельсовет не может принудить ее к порядку.



Кнубово — четвертая по числу жителей и хозяйств из 16 деревень Плещицкого сельсовета. Председатель Ольга Медведь мчит меня, сколько хватает сил у стареньких «Жигулей», в Кнубово, она в курсе:

— Соседке Валентины Васильевны направили предписание сельсовета с требованием покосить сорняки. Все скошено.

Хотя накануне тут и прошлись с косой, вид со двора Валентины Васильевны на соседский открывается не самый живописный. Хозяйка кирпичного дома в Кнубово не живет, выставила его на продажу, но это не освобождает ее от обязательств содержать участок в порядке, уверена Валентина Николаевич. И соседу с другой стороны тоже стоило бы поставить новый штакетник, считает наша читательница. Действительно, символический забор из полусгнивших бревен портит вид улицы.

Глава сельсовета Ольга МЕДВЕДЬ (справа) и Любовь ПРИЛОВСКАЯ из деревни Лосичи.

Ольга Валерьевна не скрывает, что в Кнубово есть и более проблемные участки:

— В доме, который принадлежит хозяйству, прописаны сироты, хотя они там не живут, снести строение пока нельзя, а давно пора.

Ольга Медведь в должности несколько месяцев. Без внимания молодого председателя сельсовета не остается ни одна деревня на подведомственной территории. Из Кнубово мы сворачиваем в Лосичи. 78-летняя Любовь Васильевна Приловская обращалась накануне с просьбой поставить забор под ЛЭП — энергетики старый развалили, и двор с одной стороны открылся. Председатель на днях отправляла туда работников. Сняли остатки забора, покололи на дрова, подправили колодец.

Подворье у Любови Васильевны ухоженное. Картошка выполота, трава возле дома скошена. Хозяйка признается, что нанимает работников. Дочки в Бресте, навещают ее, продукты привозят, на зиму забирают, а летом ей хочется на Луговую улицу. Не в состоянии взрослые дети забор поставить? Могут, говорит, вот только нужна помощь местного хозяйства. Любовь Васильевна проработала в колхозе до 69, у супруга (ныне покойного) трудовой стаж 40 лет. Разве по совести отказать ей в помощи?

Следующие — Плещицы. В агрогородке более 1000 жителей. Есть одинокие. Такие, как Анастасия Иосифовна Корольчук. Недавно райисполком выделил средства, а сельсовет поставил пенсионерке забор. Безвозмездно.

А вот таким рачительным хозяевам, как Нина и Николай Лукашевичи, сторонняя помощь не нужна. На их двор каждый проходящий мимо заглядывается. Цветочные клумбы, зеленые лужайки, живые изгороди и крупные одиночные кустарники — все модные нынче ландшафтные элементы здесь присутствуют.

Нина и Николай ЛУКАШЕВИЧИ, деревня Плещицы.

Двор Лукашевичей, по-моему, самый ухоженный в Плещицах. Совпадет ли мое мнение с выводами жюри, которое определяет лучшее подворье агрогородка?

Ольга Медведь завезла еще меня в Горново, рассказывает, что заброшенная некогда деревушка ожила благодаря пинчанину Дмитрию Преснову:

— Несколько лет назад он продал жилье в Пинске, выкупил несколько старых домиков в Горново. Теперь в деревне живут его мать, он с семьей и многочисленные туристы. У Пресновых — агроусадьба «Подсолнух». По соседству — агроусадьбы «Орешек» и «Горновская». Пинчане сейчас покупают тут участки и строят дома.

Ольга Плеснова проводит нас по своим владениям, и я понимаю, почему ее супруг мечтал о таком бизнесе. Это не только затраты, заботы, но еще и красота. Таких бы людей побольше, которые не стонут, не жалуются, а в меру сил свою малую родину облагораживают — и себе в удовольствие, и другим в радость.

Заместитель председателя Пинского райисполкома Дмитрий Полховский заверил, что все ветхие дома в районе под контролем:

— Мы работаем для того, чтобы каждая деревня имела нормальный, эстетический вид. Ежемесячно проводим совещание, на котором сельсоветы демонстрируют видео по каждому заброшенному дому. Таковых сейчас на территории района 62. Председатели сельисполкомов не вправе снести развалюху лишь под тем предлогом, что она портит внешний вид деревни. На нерадивых хозяев пока, к сожалению, не хватает законных методов. Не все выполняют предписания. Штрафы выписывать? Как потом их выбивать? Надо упрощать процесс по сносу пустующих домов.

Хозяйка усадьбы «Подсолнух» Ольга ПРЕСНОВА.

Это произойдет уже скоро. Начальник отдела правового обеспечения земельных отношений, геодезии и картографии Госкомитета по имуществу Антонина Торбина сообщила, что редакция Указа № 100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности» подготовлена, процесс согласования близок к завершению:

— Изменения усовершенствуют процедуру вовлечения пустующих домов в оборот, сократят затраты и упростят процесс принятия решений об их дальнейшем использовании, уменьшат бумажный документооборот. Разработан пошаговый алгоритм с учетом сложившейся практики, учтены все моменты, которые не были урегулированы.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter