Источник: Знамя юности
Знамя юности

Какая-то мазня или настоящий шедевр? Узнали, как зумеры воспринимают современное искусство

Уйти в искусство

В этом учебном году у школьников и учащихся колледжей появилась уникальная возможность раз в месяц посещать музеи бесплатно. Мы решили выяснить, как зумеры воспринимают живопись, отзываются ли в них смыслы, заложенные в полотнах различных художественных направлений. Для этого пригласили десятиклассников средней школы № 9 Минска Арину Стром и Даниила Войтеховича познакомиться с некоторыми работами, выставленными в Национальном художественном музее, и расспросили о впечатлениях.

Наивно? Супер!

Посещать Национальный художественный музей Арине и Данику не случалось, на зимние каникулы запланирована экскурсия с классом. Но заочно познакомиться с работами белорусских художников школьники могли на уроках по искусству.


Направляемся на второй этаж, где выставлена экспозиция белорусских ху­дожников ХХ – начала ХХI века. Первый объек­т – натюрморт Моисея Кунина «Искусство коммуны» – ребята рассматривают с интересом. Немного погодя Арина делится мыслями:

– Привлек внимание кувшин насыщенного красного цвета. Оттенок очень похож на тот, что объявлен колером 2023 года. Чем пристальнее вглядываешься в детали, тем больше вопросов возникает: например, почему доска для игры в шахматы какая-то неправильная, клетки на ней разной формы? Очень интересно отражается свет от зеленых хрустальных бокалов. Также привлекает внимание докумен­т с обрывками фраз: хочется вчитаться в строчки. Что это? Манифест? Послание к потомкам?

Даник соглашается с Ариной:

– Судя по названию картины, это манифест – письменное объявление принципов искусства (в данном случае – коммуны). В целом есть ощущение какой-то наивности изображения: эти угловатые края сосудов... Яркий кувшин красиво контрастирует с белым покрывалом на фоне. Жанр натюрморта проходили в школе: фишка в том, что это не просто набор каких-то случайных предметов, – они объединены в целостную композицию. Думаю, автору это удалось.

Что там, за пределами земли

Следующая остановка – у космической сери­и Язепа Дроздовича. По эмоциям Арины и Даника видно, что полотно «Сатурнянки осматривают свои зимо­вочные пещеры» приводит их в изумление. Арина делится впечатлениями:

– Удивительно, что тема космоса и жизни на иных планетах интересовала автора задол­го до того, как вошла в моду (полотно дати­ровано 1932 годом). Дружелюбно ли настро­ены эти инопланетные существа? Сложно сказать. Доброта может быть мас­кой, под которой скрывается зло. Красные блики, падающие на лицо, придают некую мрачность и таинственность, как в фильмах ужасов.


А вот Данику инопланетяне не кажутся такими уж страшными:

– Это представители некой инопланетной расы. И, думаю, я бы с удовольствием познакомился с ними: расспросил бы о семье и любимых занятиях.

Иди и смотри

Полотно Михаила Савицкого «Партизанская мадонна (Минская)». Даник с творчеством Савицкого уже знаком: писал по его биографии доклад и сочинение. Школьнику есть что сказать о работе:

– Михаил Савицкий был из числа тех, кто не просто прошел войну, но и познал на себе весь ужас концлагеря. Вернувшись в Минск после освобождения, он стремился показать в своем творчестве всю горечь и трагедию войны, страдания простых людей. Центральная фигура полотна – женщина с младенцем на руках как символ продолжения жизни. Но помимо них мы видим вооруженных мужчин (предположу, что партизан, потому что они в обычной одежде, а не в военной форме), которые защищают свое Отечество. На переднем плане сидит одинокая пожилая женщина. Ее фигура и печальное лицо вызывают сочувствие: вероятно, она скорбит о сыне, не вернувшемся с войны.



Своими наблюдениями поделилась и Арина:

– Мне показался интересным тот факт, что на полотне изображены представители трех поколений. Думаю, автор хотел сказать, что война затрагивает абсолютно каждого. У главной героини за плечами висит мешок. Что это значит? Она идет на работу или бежит из своего дома, наскоро собрав имущество?

Такое не повторишь

Завершаем прогулку у образца абстрактной живописи – «Полифонии» Анатолия Кузнецова. Арина и Даник явно в замешательстве. Это какая-то мазня или настоящий шедевр? Арина высказывает предположение:

– Картина из серии «догадайся сам, что здесь изображено». В центре какие-то белые блики, что, как мне кажется, символизирует свет. Но все эти брызги, кляксы... Возможно, так автор видит пространство в момент, когда хаотично думает о чем-то, размышляет. В чем художественная ценность такой живописи? Думаю, в ее неповторимости и оригинальности.


Даник соглашается:

– Сила работы в ее уникальности: такое не повторить, не подделать. Чтобы создать подобное, нужно представлять, что по­лучишь в итоге. Здесь все к месту, очень гар­монично скомпоновано. Интересно название картины – «Полифония», в переводе – «многозвучие». Возможно, автор испы­тал сильные эмоции после прослушивания какого-то музыкального произведения. И решил запечатлеть мелодию на холсте с помощью художественных средств.

Радость со слезами на глазах


Пройти мимо эпохального полотна Валентина Волкова «Минск 3 июля 1944 года» мы, естественно, не можем. Ребята признаются, что видели его ранее на картинке в учебнике истории.

– Не ожидал, что она такая масштабная, – говорит Дани­к. – Чтобы рассмотреть все детали, требуется время. Мы видим руин­ы – свидетельство жестокости войны. На заднем плане – танки, в воздухе вьется дым от пожара. Но вмес­те с тем ощущаются радость и счастье людей, встречающих освободителей.

Арина добавляет:

– От увиденного мурашки бегут по коже! Очень интересно построена композиция: с одной стороны, разруха, танки, дым от пожарищ, с другой – счастье жителей оттого, что город освобожден. Они встречают своих героев, своих защитников, которые подарили им и будущим поколениям мирное небо над головой. Все очень динамично: чем дольше смотришь, тем больше историй рисуется в воображении про людей и про то, что им довелось пережить.

БУДЬ В КУРСЕ!

Единый день, установленный для бесплатного посещения музеев учащимися школ и учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, – последняя среда месяца. Тогда же организовано бесплатное экскурсионное сопровождение по постоянным и временным экспозициям. Посещение возможно по предварительной записи.








Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter