Уйти от порочной практики

Сможет  ли  ОБСЕ  обойтись  без  политической  ангажированности  и  двойных  стандартов

Сможет  ли  ОБСЕ  обойтись  без  политической  ангажированности  и  двойных  стандартов

Года два назад в связи с приближающимся тогда 30-летием подписания исторического хельсинкского Заключительного акта, заложившего основу нынешней системы европейской безопасности, государства – участники СНГ, в том числе и Беларусь, руководствуясь стремлением к конструктивному сотрудничеству в рамках ОБСЕ, повышению эффективности выполнения возложенной на нее функции – форума для равноправного политического диалога и принятия решений по наиболее важным проблемам безопасности и сотрудничества в Европе, приняли Обращение, касающееся положения дел в ОБСЕ. 

Внем, в частности, предлагалось «полноценно развивать экономическое и экологическое измерение ОБСЕ», потому что созданные механизмы и принятые в этой сфере документы явно не обеспечивали реализацию договоренностей, зафиксированных в хельсинкском Заключительном акте и других документах организации. Это касалось договоренностей в области свободной торговли, совершенствования деловых контактов, возможностей промышленного сотрудничества, развития энергетики и транспорта, инвестиций, обменов в сфере науки, техники и, конечно же, охраны окружающей среды. Предлагалось добиваться равноправных условий торговли и экономического сотрудничества на всем пространстве ОБСЕ в интересах всех государств-участников. Также предлагалось задуматься над реализацией проектов, имеющих для европейских стран социальное значение. Это вопросы занятости, поддержки малообеспеченных слоев населения и многие другие проблемы, остающиеся актуальными на пространстве ОБСЕ. 

Одновременно предлагалось содействовать более сбалансированной работе ОБСЕ в гуманитарной сфере, а также обеспечению разработки и внедрения единых и объективных критериев оценки со стороны БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека) и миссий ОБСЕ избирательных процессов на всем пространстве организации. В конце концов, именно вокруг оценок со стороны ОБСЕ избирательных процессов в странах СНГ (потому что ряд западных стран отказываются от ее услуг, объясняя это тем, что присутствие иностранных наблюдателей не предусмотрено их конституционными нормами), как правило, и разгорается больше всего скандалов. 

Ксожалению, ни эти, ни ряд других предложений государств – участников СНГ по прошествии вот уже более двух лет так и не были реализованы. Это и констатировало состоявшееся недавно в Брюсселе заседание Совета министров иностранных дел ОБСЕ. На нем ряд стран СНГ опять поставили вопрос о необходимости реформирования этой организации, в которую сегодня входит 56 государств. Претензии их все те же. Из трех так называемых «корзин», ранее определяющих задачи Организации, – экономика, безопасность, права человека, — ОБСЕ на сегодня лишилась двух. Первой – экономической — полностью распоряжается Евросоюз. А с тех пор, как в 1999 году США и их сателлиты, не поставив в известность ОБСЕ, отвечающую «за поддержание безопасности в Европе», начали разгром Югославии, стало ясно, что у организации изъята и вторая «корзина» — безопасность. С тех пор ОБСЕ все внимание сосредоточила на правах человека, точнее, сражается «за свои права». При том, как правило, руководствуясь двойными стандартами. В свое время, отмечая, что деятельность ОБСЕ ограничивается исключительно постсоветским и постъюгославским пространством, министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов обвинил ее в «функциональном и географическом дисбалансе», в политизированности и предвзятости ее членов. Об этом шел разговор и в Брюсселе. «Мы должны исходить из принципов солидарности и взаимопомощи, а не конфронтации и изоляции. Пришло время изменить саму философию сотрудничества и диалога», — заявил глава МИДа Беларуси. Он выразил сожаление по поводу отсутствия «качественных» изменений в политическом диалоге в рамках ОБСЕ. Нельзя уже больше не обращать внимания на такую нестыковку: когда на выборах в республиках бывшего Союза оценки наблюдателей СНГ и БДИПЧ, как правило, диаметрально расходятся: одни считают выборы вполне демократичными и прозрачными, другие не признают их результатов и говорят о многочисленных грубых нарушениях. 

Чтобы положить этому конец  и выработать приемлемые и понятные для всех условия оценки выборов, министр иностранных дел России Сергей Лавров вновь предложил создать рабочую группу ОБСЕ, которая занялась бы реформой БДИПЧ. Но этому жестко воспротивился замгоссекретаря США Николас Бернс. Ясно, что руководство Белого дома вполне устраивает послевыборная неопределенность и раздрай, который зачастую провоцирует «цветные революции». Также членами ОБСЕ из НАТО и ЕС  вновь было отвергнуто требование России о ратификации новыми членами Североатлантического альянса адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который давно уже подписала не только Россия, но и Украина, Казахстан и Беларусь. 

В конце концов, понимая, что взгляды ряда стран СНГ и Запада на предназначение ОБСЕ диаметрально расходятся, Сергей Лавров, по сути дела, поставил вопрос о членстве России в этой организации и вообще о целесообразности сохранения ее в нынешнем виде. 

Итакая постановка вопроса вполне обоснованна. Сегодня все более остро встает вопрос о востребованности ОБСЕ и ее способности адекватно реагировать на современные вызовы, отвечать реальным потребностям и интересам государств-участников. А пока эта организация все более утрачивает доверие, перестает быть форумом, объединяющим государства и народы. Только всеобъемлющие реформы ее структур, специализированных учреждений, полевой деятельности, результаты которой не должны подгоняться под интересы какой-либо одной группы государств, позволят механизмам ОБСЕ вновь служить интересам всех стран-участниц и их реальным потребностям, без практики двойных стандартов, политической ангажированности и предвзятости. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter