Уйти нельзя остаться

Какие цели преследуют государства, соглашаясь на участие в миротворческой миссии ООН в Ливане?
Какие цели преследуют государства, соглашаясь на участие в миротворческой миссии ООН в Ливане?

В минувшие выходные хрупкий мир, установившийся на ливано–израильской границе, оказался под угрозой. Израильские спецназовцы провели операцию под Баальбеком, городом на востоке Ливана. Тель–Авив утверждает, что ее целью было перехватить караван с оружием, движущийся с территории Сирии и предназначенный группировке «Хезболлах». Однако в Нью–Йорке, где находится штаб–квартира ООН, объяснения Тель–Авива не приняли. Кофи Аннан, узнав об инциденте, заявил, что «глубоко озабочен нарушением со стороны Израиля режима прекращения огня». В то же время генсек косвенно признал возможность нарушения резолюции N 1701 другой стороной: он призвал «неукоснительно соблюдать эмбарго на поставку оружия в Ливан».

Без серьезного вмешательства извне, а им должен стать миротворческий контингент, рассчитывать здесь на молчание пушек наивно. Однако по поводу «голубых касок» в последнее время возникает больше вопросов, чем ответов.

Оказалось, что сформировать миссию, учтя интересы всех сторон, не так–то просто. Франция, которая вроде бы должна возглавить контингент, пока послала всего 200 человек. Как представляется, глубинная причина осторожности западных стран заключается в том, что в условиях застарелого ожесточенного конфликта на Ближнем Востоке всегда есть риск, что миротворцы станут живым щитом.

В такой ситуации Израиль оказался перед перспективой получить мусульманский контингент «голубых касок» у себя на границе. О готовности выделить тысячи миротворцев заявили Турция, Индонезия, Малайзия и другие государства. Условию, выдвинутому Тель–Авивом — наличие дипломатических отношений с Израилем, — отвечают единицы. Премьер–министр Израиля Эхуд Ольмерт позвонил в Рим коллеге Романо Проди и попросил его страну возглавить ооновский контингент. Для Италии, еще не оставившей надежд попасть в Совет Безопасности после его реформы, это реальный шанс повысить свое международное влияние, поэтому, как кажется, она и готова идти на такой риск.

Ситуация с набором миротворцев на Ближний Восток — не исключение, а правило для всех ооновских миссий. Сегодня в операциях под голубым флагом участвует около 70 тысяч военнослужащих, 40 процентов из которых приходится на три государства — Индию, Пакистан и Бангладеш. В СНГ самый большой контингент «голубых касок» у Украины — около 550 человек.

В последние несколько лет в Беларуси также создана нормативно–правовая база, определяющая порядок участия наших военнослужащих в операциях по поддержанию мира. Основным мотивом нашего участия в миротворческих операциях называется укрепление международного авторитета страны. Не менее важное значение отводилось экономическому эффекту: возможность подключения к поставкам снаряжения, товаров и услуг. Как известно, только ООН ежегодно на материально–техническое обеспечение своих миссий расходует около 2 миллиардов долларов.

В Министерстве обороны мне рассказали, что Беларусь обязалась подготовить для участия в международных операциях мотострелковую роту, патрульный взвод, 15 офицеров для работы в многонациональных штабах, военно–транспортный самолет Ил–76МД, а также 7 хирургов–травматологов. «Регулярная подготовка белорусских военнослужащих к возможному участию в деятельности по поддержанию мира осуществляется по линии ООН, а также в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира», — говорит статс–секретарь — помощник министра обороны по вопросам военной политики полковник Александр Анисимов. — Так, например, в июне 2005 года белорусские военнослужащие приняли участие в многонациональном тактическом учении по миротворческой тематике в Украине».

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter