Домашний тиран силой заставил уже бывшую жену оформить дарственную на дом

Уйти нельзя остаться


Дано

Наталья N. — личность многогранная и яркая. Ее энергии и жизнелюбия хватило бы на нескольких. Но не многие знают, что за улыбкой и оптимизмом этой хрупкой миловидной женщины скрывается истерзанная душа. Сегодня она признается, что много лет назад совершила ошибку, доверив судьбу домашнему тирану. Но тогда она об этом даже не догадывалась: «У меня был жуткий период в жизни, все казалось бессмысленным. И когда встретился он, веселый и обходительный, с прекрасным чувством юмора, я оттаяла». Скоро Алексей (имя изменено. — Прим. авт.) переехал к Наталье. Ее тревожило, что избранник нигде не работал, но при этом быстро установил в доме свои порядки.

Наталья тогда не понимала, что впустила в жизнь типичного домашнего насильника, который изуверски ломал ее личность. На первом этапе последовала психологическая атака в виде постоянной критики: у тебя походка косолапая, красишься плохо, готовить не умеешь, смех противный и т.д. После того как самооценка женщины резко упала, последовало методичное прививание чувства вины. Ей стало казаться, что она ничтожество и все делает неправильно. И Алексею приходится с ней трудно, ведь он учит ее, мучается с ней. И только она виновата в этом. На финальном этапе слома личности деспот стал закладывать новую модель жизни Натальи:

«О подругах забудь! С мужчинами не разговаривай! Почему не ответила, когда звонил? Я должен знать в любой момент, где ты находишься! Ты должна поставить тарелку с едой, а сама с улыбкой пятиться задом от меня…»

Наталья, обескураженная постоянной критикой и нападками, уже не знала, где истина. И когда он впервые поднял на нее руку, не сильно удивилась: «Однажды Алексей разбудил меня часа в два ночи и предложил поговорить. Я сказала, что устала и можно утром что‑то обсудить, но он, оскорбляя, стащил меня за ногу с кровати. Я еще в сонном оцепенении не понимала, что происходит, но быстро пришла в себя от ужаса, когда он резко и сильно несколько раз ударил меня по лицу…»

Ограниченная функция

По данным ООН, домашнее насилие — такая же серьезная причина смерти и инвалидности среди женщин, как рак, и наносит больший ущерб здоровью, чем малярия и дорожно‑транспортные происшествия вместе взятые. В одиночку оказывать сопротивление домашнему тирану крайне сложно и даже опасно, а самый эффективный способ защиты от семейного насильника — физическая сепарация, что в переводе с латинского означает отделение. Наталья и сама понимала, что от деспота надо бежать, но пока осмеливалась только думать об этом. А когда к двоим детям от первого брака прибавилось трое от Алексея, идея побега уже казалась неосуществимой. Да и куда с детьми и без денег бежать? Поэтому дома она рыдала под градом оскорблений, неиссякаемой критики и рукоприкладства, а выходя за порог — вытирала слезы и улыбаясь шла к людям. Останавливали от побега не только дети и стыд, но и дом, в который Наталья вложила много сил. Купленную в начале двухтысячных годов за 3000 долларов ветхую лачугу из досок она терпеливо и с любовью превращала с уютное семейное гнездо. С получением статуса многодетной семьи появилось право на льготный кредит, обязательство по полному погашению которого взяло на себя государство после рождения в семье пятого ребенка. Реконструкция шла долго, но, к радости Натальи, завершилась в начале 2019 года. Почему же сегодня добротный дом площадью более ста «квадратов» пуст и холоден?

Квадратная призма

Все началось полтора года назад, когда запуганная мужем Наталья согласилась написать дарственную на дом: «Я думала, он станет лучше ко мне относиться, да и к детям тоже. Они хоть и были для него маленькими рабами, но должны были тоже дать свое согласие на дарственную». Но получив документ на руки, супруг заявил, что они тут никто и могут выметаться.

Только тогда, на двадцатом (!!!) году совместной жизни, терпение Натальи иссякло и она написала не только заявление в суд на расторжение брака, но и о признании договора дарения недействительным.

Не станем описывать подробно исход обоих дел, заметим лишь, что судьи встали на сторону Натальи: и брак расторгли, и договор дарения аннулировали. Бывший муж был в ярости. Жертва не только соскочила с крючка и лишила дома, но и едва не посадила за решетку. Вот как рассказывает об этом Наталья: «Перед тем как я написала дарственную, он меня бил и даже душил. Да так, что остались следы. Я сняла побои, которые потом в суде сыграли решающую роль. Бывшего супруга привлекли по статье 186 УК за угрозу жизни дарителю. По итогу ему дали 200 часов общественных работ. Дом разделили по‑новому, мне с детьми досталось три четвертых, ему оставшаяся часть. Однако жить с ним под одной крышей после развода совсем стало невыносимо. Только я на порог, сразу угрозы, скандалы, а за ними наряд милиции. За последний год жизни с ним в суд раз десять обращалась».

Поделить неделимое

Сегодня многое изменилось в судьбе женщины. Старшие дети уехали учиться и стали жить в общежитиях. С младшей дочкой она переехала в другой город и сняла квартиру. В новой жизни, без страха и унижений, Наталья строит грандиозные планы — купить дом на берегу озера и утвердиться в уже начатом бизнесе. Она признается: «Хочу открыть стационарное кафе с домашней кухней, а также создать нечто вроде благотворительного фонда, в который могли бы обратиться женщины, пострадавшие от мужей‑тиранов. Опыта у меня в этом плане хоть отбавляй». Оптимистичные взгляды Натальи на будущее серьезно омрачают мысли о пустующем доме, который неумолимо приходит в упадок. Женщина с детьми уехала из дома сразу после развода, а следом в неизвестном направлении исчез и бывший муж. Некогда ухоженные грядки и клумбы заросли бурьяном, а на стенах дома расцвела черная плесень. Возвращаться обратно Наталья боится: «А вдруг он появится внезапно? Вижу выход только в продаже нашей с детьми части дома. Но пока это сделать невозможно по ряду причин».

* * *

Разберем детально, какие именно причины не позволяют нашей героине распорядиться своей долей. Государство полностью взяло кредитное бремя на себя и планомерно ежемесячно погашает определенную сумму. То есть если льготный кредит был выделен на погашение в течение 40 лет, то его и рассчитали исходя из суммы и конечной даты.

На сегодня непогашенными остались около пяти тысяч рублей. И пока существует этот долг, дом, реконструируемый на льготные средства, продать нельзя.

Есть два варианта. Первый — погасить означенную сумму самостоятельно, второй — написать заявление в местные органы власти, чтобы это сделало государство. И вот тут возникают нюансы. Деньги на погашение льготных кредитов берутся, как известно, из бюджета, а он, в свою очередь, планируется и формируется заблаговременно. И в нем все рассчитано, что называется, до копеечки. Нужны очень серьезные основания, чтобы государство пересмотрело условия кредитования и досрочно погасило оставшуюся сумму. Кроме того, даже если Наталья найдет деньги и сама закроет кредит, то и это не сразу решит вопрос.

Рассказывает нотариус Минского городского нотариального округа Анна Ивашевская: «Согласно действующему законодательству имущество, приобретенное (построенное, реконструируемое) с привлечением льготного кредитования, нельзя отчуждать в течение пяти лет со дня погашения льготного кредита. Кроме того, при продаже доли остальные участники долевой собственности (в данной ситуации бывший супруг) имеют преимущественное право покупки. Таким образом, Наталье в случае продажи доли необходимо будет известить в письменной форме бывшего супруга о намерении продать свою долю с указанием цены и других условий. Если бывший супруг откажется от покупки или не приобретет продаваемую долю в течение месяца, Наталья вправе продать свою долю любому лицу».

Итого

Ситуация непростая, но решаемая. В любом случае начинать надо с погашения кредита. Далее следует получить разрешение на продажу дома. Вопросы, о которых идет речь, решаются в местных органах власти. В заявлениях необходимо подробно изложить свою ситуацию и попросить о досрочном погашении льготного кредита. Разрешение на продажу дома также будет рассматриваться райисполкомом. Зная Наталью, можно не сомневаться, что своей цели она добьется и заветный дом на берегу станет не мечтой, а явью. Иначе и быть не может, потому что первую половину своей жизни Наталья жила исключительно ради других. Теперь ее время — время успешного будущего.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter