Уймите хама трамвайного

Почему безбилетники наглеют?

«Зайцы обнаглели!» Ох и популярное в последние дни замечание. Только за месяц и только в Минске безбилетники дважды становились «героями» милицейских сводок. Сначала в троллейбусе № 29 пассажир, не оплативший проезд, брызнул в контролера перцовым газом (тот в итоге получил ожог лица). А на днях другой заяц, теперь уже на маршруте № 37, вытолкал проверяющего из салона, после чего завязалась драка. Снова с последствиями для контролера... В милиции подтверждают: никогда еще в столице не было столько резонансных дел такого рода, как за последние полгода. Да и в регионах происходит немало нелицеприятных историй.

ФОТО ЛИЗЫ ТИМАШКОВОЙ

Что объединяет две упомянутые истории? Оба нарушителя — не жаждущие приключений подростки, а вполне себе взрослые мужчины, в расцвете лет. Против них контролеры (среди которых немало женщин) порой просто беспомощны. А ведь они, на секундочку, просто выполняют свои служебные обязанности, но рискуют при этом стать жертвой воинствующего хама. Для сравнения: знаете, как происходит проверка оплаты проезда в Брюсселе, где пожалевшему чуть более двух евро за билет грозит штраф примерно в 60 евро? В метро, уже на выходе со станции, пассажиры попадают в плотное кольцо контролеров, которые больше напоминают тренированных спортсменов–бодибилдеров. Пока не предъявишь доказательство оплаты, со станции не выйдешь. Какой там иной раз стоит гам! Зайцев–то, оказывается, простите, целое стадо, причем опять–таки большинство — трудоспособные мужчины. Потерял за время поездки билет, засунул куда–то глубоко, не найти, в рюкзак? Штраф это совсем не отменяет. И наши туристы то и дело на таком «горят» в Брюсселе и Риме, Берлине и Лиссабоне. Можно до хрипоты доказывать, как несправедливы тамошние правила, но их заставляют соблюдать...

Впрочем, сейчас есть тренд — свидетели конфликтов охотно фиксируют их на телефоны, чтобы потом поделиться увиденным в сети. Тема–то популярная. Козырь появился и у транспортников — все записывает видеорегистратор. Вот и складывается впечатление, что хамоватых зайцев стало больше, хотя на самом деле они, скорее, чаще стали попадать в кадр. И во всей красе. Чтобы избежать штрафа в половину базовой (то есть в 11 рублей 50 копеек), безбилетники кусаются, царапаются, толкаются и выливают на контролеров ушаты оскорблений. Бывает, дело доходит до суда и реальных сроков лишения свободы. Как в Гродно в начале 2000–х, когда несколько любителей покататься на общественном транспорте бесплатно получили сроки от двух с половиной до шести месяцев. А в прошлом году в том же областном центре обратило на себя внимание другое ЧП: контролера избили прямо на остановке. В УВД Гродненского облисполкома так описали момент конфликта. Все началось со словесной перепалки между безбилетником под градусом и ревизорами, которые пытались завести зайца в свой служебный автобус. В какой–то момент появились двое сочувствующих прохожих, которые и накинулись на одного из контролеров. В итоге он досрочно закончил рабочий день с переломом носа, закрытым переломом пальца и копчика. Дальше история развивалась так, что и вовсе может приглянуться сценаристам. Увидев себя в многочисленных публикациях СМИ, «сочувствующие» сами явились в дежурную часть со своей версией: мол, решили заступиться за безбилетника и предлагали заплатить за него штраф. Ну да, общались слишком эмоционально, размахивали руками и случайно задели ревизора... Или еще одна история этой осени: безбилетник лет 60 напал на женщину–контролера, когда та попросила его выйти из троллейбуса. В результате ушиб грудной клетки и повреждение пальца.


Как же контролеру обезопасить себя на рабочем месте? Юрий Давидович, начальник контрольно–ревизорской службы филиала «Агентство «Минсктранс», обращает внимание, что проблемы, увы, могут возникнуть даже в том случае, если билеты проверяют в компании дружинников:

— Когда дело доходит до разговора с нарушителем, реакция у людей бывает самая разная. Невозможно составить психологический портрет человека, который проявит агрессию. Всякое случается, может, человек после работы на нервах, с женой разводится или у него кто–то умер...

А как насчет средств защиты, например, электрошокеров? Вопрос всплывает регулярно после очередной резонансной новости на тему «безбилетник и контролер». Нет, это не выход, считает Юрий Давидович, более того, негуманное и неуместное предложение.

Так что же остается? Полагаться на сознательность? Надеяться, что не владеющие собой зайцы сами по себе перевоспитаются? Пока в их поступках, увы, можно найти только одно логическое звено: драки чаще всего случаются с мужчинами–контролерами. Почему? Одна из версий — видимо, все–таки даже у совсем потерявших берега нарушителей срабатывает сигнал «стоп» перед тем, как толкнуть или оскорбить даму...

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В начале года тысячные просмотры набрал отрывок видео с конфликтом между безбилетной пассажиркой автобуса № 88 и контролером в минском микрорайоне Чижовка. Даму обвиняли в том, что она покусала проверяющего и пыталась сорвать с его груди видеорегистратор, а ревизоров — в грубом обращении. Точки над «i» в этой истории расставило обнародование полной видеозаписи с регистратора. Пассажирку нашли и вчинили штраф.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Что должен сделать пассажир, проехавший без билета и попавшийся контролерам? Транспортники комментируют: оплатить не только штраф, но и полную стоимость талончика. Если заяц отказывается платить и подтверждать свою личность документами, контролеры вызывают наряд милиции, который установит его имя–фамилию и оформит протокол. Кстати, по закону, если безбилетник намеревается сбежать, контролеры вправе задержать его до приезда милиции. Причем причинение вреда при попытке задержания административным правонарушением не считается, но, разумеется, только в том случае, если контролер не превысил свои служебные полномочия. Вот только здесь уж очень тонкая грань проходит.

КСТАТИ

По словам Екатерины Вершицкой, официального представителя ГУВД Мингорисполкома, в будние дни по Минску контролеры вызывают наряды милиции для составления административных протоколов в среднем до 20 раз. В выходные — вдвое реже. Потому что уменьшается поток пассажиров, едущих на работу.

pasiyak@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Сергей, 55, Могилев
Спасибо Вам Оля за статью. Она уж давно назрела, но проблему видит в этом только редакция газеты. Сами транспортники в этом вопросе даже проблемы не усматривают. А знаете почему? Потому что из "теплых" кресел транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций проблем, увы , не видно.  Законодательство немного поменялось. Автопарки перешли в другой статус и права ревизоров, которым предоставлено право на составление административных протоколов перешло в транспортную инспекцию.  Пуст они административный кодекс поднимут и почитают, ч то там написано. А как они работают мы все знаем  из того негатива в который вылился конфликт транспортной инспекции и водителей. Они на "своих" за всегда рады понасоставлять протоколов. А когда прокуратура их проверила, то суд начал постановления, как незаконные, отменять. Они законы толком не знают, вот проблема. А у них ее две сразу, и законы не знают и как их применять тоже. Вот ту статью которую  аж на 10 странице опубликовали 31.10.2017 года, так скромно, "Объективно и по закону. Только так!" нужно было публиковать Огромными буквами и на первой странице.  А где к стати прокуратура была раньше? Меня лично как читателя этот вопрос тоже волнует.  И какое положение в других областях? Думаю, что если в минстрансе такой бардак обнаружен, то и в областях будет не лучше.   По крайней мере в Могилеве по моему обращению. автоинспекция не смогла составить протокол на нарушителя закона. Знания у них некоторых работников равны НУЛЮ. Вот причина всего. И сами не учат закон и подчиненных не могут научить, как действовать с нарушителей закона. Пока это там у них на уровне "нижней полки" все организовано.  если что нужно будет подсказать обращайтесь, я эту тему по ним изучил.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости