Ремесленник Виктор Богданов любую корягу облагородит, но сначала в нее влюбляется

Увлеченный папа Карло

Дисненчанин Виктор Богданов основательно работает с древесиной примерно 30 лет

За это время попробовал себя в промышленности и индивидуальном бизнесе. Изготавливал художественные изделия, даже мебель по проектам ИКЕА, а также на заказ интерьеры в гостиницах, кафе, ресторанах и частных домах. Оформившись ремесленником, творит в свое удовольствие. Что-то продает, а что-то дарит друзьям и знакомым. Мастерская Виктора Петровича — на улице Кирова в старой кирпичной двухэтажке с большими арочными окнами. Таких колоритных домов в Дисне немало, но этот особенный. За более чем вековую историю, рассказывают старожилы, в нем располагались школа-интернат, военкомат. В 1890 году — народное двухклассное училище, которое посещали сто учеников. Не так давно строению присвоен статус историко-культурной ценности.


Мастер ведет в святую святых своей творческой обители — на второй этаж. Здесь из-под острия стамески и под шум электроприборов, в унисон которому звучит классический рок, рождаются уникальные шедевры. Увлечение родом из детства. Виктора Богданова всегда привлекало творчество, а окружение этому способствовало. Учился в одном классе с ныне покойным известным белорусским живописцем Анатолием Изоитко, некоторые работы его размещены в Третьяковской галерее. В силу общих интересов парни крепко дружили, но после окончания школы их судьбы сложились по-разному.

— Толя поступил в Витебский технологический институт на художника по тканям, а я нигде, кроме школы, не учился, — признается мастер, немного смущаясь. — Хотя мог пойти на заочку в Витебский худграф. Меня рекомендовал давний приятель, тогда студент института, а сейчас добившийся всеобщего признания художник Владимир Шаппо. Но я счел учебу лишней тратой времени, ведь уже владел всем, что там проходили. Хотелось выйти за рамки академической программы, развиваться. К тому же руки и душа тянулись к древесине.

В первой половине 1980-х Виктор Петрович начинал на Полоцкой фабрике художественных изделий. Разрабатывал эскизы, занимался резьбой. Позднее отдел культуры предоставил в Новополоцке персональную мастерскую, и он ушел в частный бизнес. Арендовал помещение при «Полимире», изготавливал с помощниками мебель для детских садов. Заказов было много — делали кровати по проекту ИКЕА, позже перешли на кухни и интерьеры.

Через несколько лет с коренной дисненчанкой Натальей Островской основали фирму «Живо­творящий источник» и более 16 лет разрабатывают дизайнерские решения, изготавливают предметы интерьера для кафе, ресторанов и других объектов в разных уголках нашей страны и России.


Из нынешних изделий любимых нет — все привычны.

— Пока творишь, проживаешь работу полностью, — объясняет, демонстрируя незаконченного, а потому витиеватого лесовика из березового сувеля (нароста). — А потом она становится обыкновенной. Это как воспитывать ребенка. Вкладываешь в него душу, лелеешь, а когда вырастает и начинает жить своей жизнью, надо его отпустить. Так и в творчестве. К тому же, если буду зацикливаться на одном, не создам интересного нового.

За увлекательной беседой время ускоряло ход. На втором этаже дисненчанин показал комнату, где рисует эскизы и читает тематическую литературу. Провел закутками основного зала с огромным верстаком, бесчисленным количеством инструментов и готовых работ. Среди них — столы из массива дуба с инкрустированной в столешницы эпоксидной смолой, дубовая посуда, объемные резные рисунки на древесине, элементы интерьера и прочее.

Есть и полуфабрикаты, например наросты деревьев причудливой формы и необлагороженная рогатая коряга. Думаю вслух: «Что из нее вый­дет? Она же кривая и страшная». На это творец лишь улыбнулся: «Кто-то ее в печку выкинул бы, а зря…» И рассказал о собственном алгоритме подбора заготовок для будущих шедевров. В деревяшку нужно влюбиться с первого взгляда. Если это происходит — несет в мастерскую. Здесь она лежит — дозревает, а в один прекрасный день придет идея… Случай с лесовиком из числа особенных, где соавтор — природа. Важна форма, ее не создаешь, ей подыгрываешь.


Скульптор предпочитает разные породы древесины — дуб, березу, грушу и липу. Если делает дубовый стол, то непременно из массива от ножек до столешницы. Это принципиально. Работы из березового сувеля начинает с большой посудины во дворе мастерской. На костре в соленой воде материал вываривает: соль выталкивает влагу из структуры дерева. Окончательно высохнув, оно примет постоянную форму и не будет трескаться. Лишь потом несет заготовку на верстак и берется за дело. В завершение обрабатывает лаком или другими составами. Один из самых диковинных для дилетанта — состаривающий. С его помощью можно сделать, например, тарелку, как будто ей 200 лет. А вот и она на дубовой столешнице! Недавний удачный эксперимент из того же материала. Реалистичность впечатляет.

Мастерская такими штуками буквально усеяна. Не считая станков, шуруповертов, рубанков, дрелей… Однако по сравнению с истинным увлечением деньги проигрывают. Виктор Богданов также обожает большой теннис, увлекается фотографией. Снимает окрестную природу и набирает сотни тысяч просмотров в интернете.

Фото автора и Казимира БЛАЖЕВИЧА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter