Увидеть время, в котором живешь

Штрихи к портрету руководителя сельского автотранспортного предприятия

Штрихи к портрету руководителя сельского автотранспортного предприятия

Давно знаю Н. В. Доменикана — Героя Социалистического Труда, знатного хлебороба, почетного гражданина Барановичского района. Как-то в разговоре со мной он обронил интересную мысль:

— И в зной, и в холод, днем и ночью часто вижу на дорогах нашего района автомашины ЧУП «Барановичикооптранс». Трудятся они для того, чтобы своевременно доставить в магазины местной потребкооперации каждой деревни хлеб, мясопродукты, промтовары, хозтовары. А ведь сделать это далеко не просто: большинство авторейсов убыточные, многие дороги разбиты, зарплата водителей потребкооперации ниже аналогичной городской… Тем не менее автопредприятие Брестского облпотребсоюза успешно работает в рыночных условиях. Так и напишите об этом в газете, не забыв упомянуть, что заслуга в успехах транспортников прежде всего директора предприятия Эдуарда Ивановича ПАШКЕВИЧА.

Специализированное ЧУП «Барановичикооптранс» когда-то задумывалось для обслуживания автотранспортом полесской глубинки: Ганцевичского, Ляховичского, Барановичского, Березовского, Ивацевичского райпотребобществ. По мнению специалистов, в то время это было единственно правильное решение — сосредоточить в одних руках специализированный транспорт для торговой сети в деревне, создать мощную по технической оснащенности ремонтную базу. «Каждый должен делать свое дело: торговля — продавать товар, транспортники — своевременно его доставлять»,— резюмировал Николай Доменикан. Но…

Развалился СССР — стало хиреть и транспортное обслуживание сельских магазинов. Ляховичское и Ганцевичское райпо в свою очередь начали приобретать свои машины, появились новые автоколонны. При этом в учет не бралось отсутствие на местах собственной ремонтной базы, квалифицированных кадров водителей и механиков. Теперь ЧУП «Барановичикооптранс» официально обслуживает лишь Барановичский и Березовский районы.

Беседуем с директором автопредприятия Пашкевичем. Кстати, Эдуард Иванович транспортник высокой пробы, окончил автотракторный факультет Белорусского политехнического института, прошел путь от рядового инженера таксопарка до заместителя директора по коммерции. Хорошо освоил основы деятельности современного руководителя. Считает, что одним из «узких» мест вхождения нашей экономики в рыночные отношения является нехватка в системе транспорта грамотных управленческих кадров. Сформировать такой корпус исключительно сложная задача. «В Китае, например, когда началось внедрение новой системы управления, около 40% управляющих транспортников были освобождены или сами ушли со своих постов — не смогли справиться»,— говорил Эдуард Пашкевич.

Он считает, что сегодня потребкооперации нужны руководители-предприниматели, отличающиеся инициативностью, умением принимать смелые решения и полностью отвечать за них. А для этого надо иметь способности к творческой работе, настойчивость. Требуется улучшение личных навыков: планирования времени, самооценки, консультативного обслуживания сотрудников, работы с персоналом. Таковы, вкратце, требования времени.

Что же представляет собой в наши дни ЧУП «Барановичикооптранс»?

На основной базе, в Барановичах, имеется 77 единиц грузового специализированного автотранспорта. Плюс к ним автоколонна с 44 машинами в Березе. Если прибавить сюда более трех десятков частных автоколонн и фирм, сосредоточенных в этих двух городах, конкуренция у автопредприятия Эдуарда Пашкевича получается солидная. Больше других заказывают специализированный кооперативный транспорт ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» и предприятие «Березатара», барановичские «Коопзаготпром» и «Коопрынок», межрайбаза облпотребсоюза, хлебозавод, комбинат пищевых продуктов и другие. Конечно же, круг потребителей автотранспорта заметно сузился, много неплатежеспособных клиентов. Вот почему автопредприятие расширяет номенклатуру платных услуг.

В частности, банковский кредит на строительство диагностической станции в Барановичах окупился за три года, теперь здесь проходят техосмотр транспортные средства категории М1, М2, М3 и другие — всего 10 наименований. Автошкола, которую возглавляет Алексей Пашкевич, готовит водителей механических транспортных средств категории В: ежегодно 360 человек. Аналогичная школа действует и на базе автоколонны «Кооптранса» в Березе: в год более 200 человек. Кроме того, из-за невысоких цен на предлагаемые услуги население охотно поставляет свои легковушки для капремонта двигателей, кузовных работ, текущих уходов.

И, что бы там ни говорили скептики, все это приносит ощутимую копейку в кассу автопредприятия. Появилась реальная возможность благоустроить территорию транспортников, купить несколько новых авто, увеличить зарплату работающих. Так что ЧУП «Барановичикооптранс» значится в районе в числе лучших транспортных организаций, успешно работающих в рыночных условиях.

По мнению заместителя директора по идеологии Валентины Астапчик, переход к рынку потребовал полного переучивания управленческого персонала, механиков и бригадиров, экономистов. Теперь здесь работают предприимчивые люди. Их отличительные качества — инициативность, умение принимать самостоятельные решения и полностью отвечать за них. Это потребовало психологической перестройки. Ведь можно быть талантливым специалистом в своей отрасли и совсем никудышным организатором. Считалось, да и теперь еще считается, что руководитель-транспортник должен быть каким-то всезнайкой — всех учить, исправлять все ошибки, во все вмешиваться, постоянно метаться по предприятию.

Основная роль директора транспортного предприятия — подобрать хороший персонал, разработать организационную структуру управления предприятием, давать общее направление деятельности, координировать всю работу, научиться самому и научить своих подчиненных улучшать качество работы.

— Что такое хороший директор автопредприятия Эдуард Пашкевич? — Этот вопрос я задавал рядовым водителям, механикам, диспетчерам, экономистам ЧУП «Барановичикооптранс». И получил любопытные ответы.

Виктор БЫКОВИЧ, начальник Березовской автоколонны:

— Первое и главное качество в нашем директоре — видение времени, в котором все мы живем. Эдуард Иванович всегда управляющий, но не погонщик. «Погонщик» подчиненный ему коллектив подгоняет, а управляющий ведет за собой. «Погонщик» ухитряется из интереснейшей работы сделать нудную, а хороший директор организует работу так, что она приносит не только материальное, но и моральное удовлетворение.

Светлана ПРОКАС, диспетчер:

— Строгость и требовательность — неотъемлемые черты Пашкевича. Многие считают, что подчиненные любят только добрых начальников. Доброта — позитивная черта, но руководитель должен уметь сочетать доброту с умеренной суровостью, это тесно связано с дисциплиной труда.

Николай СТАНКЕВИЧ, автослесарь:

— Важным качеством у Эдуарда Ивановича является умение заинтересовывать и наказывать. Директор в каждом конкретном случае считается с конкретным человеком, его характером, возрастом, образованием, социальным положением. Только тогда поощрение или наказание достигают цели.

Елена ВОЛЧЕК, бухгалтер:

— Каждый человек дорого ценит внимание к себе. И хороший директор никогда этим не пренебрегает. Это качество не исчерпывает проблемы, хотя его можно считать основным, поскольку он обеспечивает высокий уровень культуры и эффективности управления.

Вывод напрашивается один: верный путь избрали руководители ЧУП «Барановичикооптранс» в условиях рынка и мирового экономического кризиса. Использование всех внутренних резервов производства, переориентировка управленческих кадров от жестких централизованно-командных методов работы к «человеческим отношениям», вовлечение простых работников в управление транспортом, принятие смелых решений и полнота ответственности за них — вот слагаемые общего трудового успеха.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter