«Тур де Брест-2019». Что осталось за кадром открытого чемпионата Беларуси в многодневной гонке на шоссе среди мужчин на призы «Сельской газеты»
24.08.2019 11:21:00
Александр МИТЮКОВ
СТАРТ многодневки был дан из Брестской крепости. Но первыми в колонне шли… двухколесные железные кони с моторами. Байкеры клуба GoldWing Club Belarus из Бреста любезно согласились «покатать» судей. И это было новшество нашей многодневки. Хотя, говорит главный судья соревнований Николай Хевук, мотоциклы с судьями — мировая практика: «Они следят за гонкой и сообщают судейской коллегии о том, как идет процесс. Информируют по отрывам, следят за соблюдением велосипедистами правил состязаний».
Мотоциклы — это не только зрелищно. Судьи Оксана Сафончик и Анастасия Слиж, сами спортсменки-велосипедистки и тренеры, признаются, на байках, особенно на спортивных, получаешь море драйва: «Эти дорожные. Не скоростные. Но и тут ощущения захватывающие. Особенно на узких трассах, где приходится обгонять пелотон. Здесь нужно быть очень бдительным, чтобы все увидеть и не допустить ошибки. От этого ведь зависит конечный результат спортсмена».
Признаюсь, сам был немало удивлен: не все судьи ставят оценки. Оксана и Настя фиксируют движение. Судья-стартер запускает секундомер. А вот Анатолий Кузьмицкий, судья I категории, бывший велогонщик, работает в пикете. Регулирует дорожное движение и в нужный момент перекрывает шоссе. На призы «Сельской газеты» у него пятая гонка, а сколько их всего — не сосчитать. И тем не менее судья каждый раз волнуется:
— Самое главное, чтобы не было травм. Держишь, что называется, крестик. В этой гонке все прошло без происшествий. Водители на поворотах попались порядочные.
К слову, баллы на велогонке получают не только спортсмены. Судейская коллегия оценивает работу каждого судьи. Опыт и регалии значения не имеют. В этих состязаниях главное — добросовестная работа. Старается и стар и млад.
— Стоишь, машину не пускаешь. Если едет оттуда — делаешь вот такое движение, — олимпийский чемпион Олег Логвин, член судейской коллегии, показывает восьмикласснику Егору Хевуку азы регулировки. — Стоишь, не нервничаешь. Перегородил дорогу, показал стоп…
— Смена подрастает? — допытываюсь у именитого велогонщика.
— Да. Папа — главный судья, руководит процессом. Едет с гонщиками на машине. А сын перенимает опыт. Наша велогонка для молодежи. Что после себя оставим?
Егор — достойная смена. Велоспортом увлекается с раннего детства. Уже участвовал в юношеских соревнованиях, брал призовые места как в Беларуси, так и за рубежом. Сейчас с горящими глазами смотрит на пролетающих мимо взрослых спортсменов. Я почему-то не сомневаюсь: пройдет несколько лет, и парень появится в наших репортажах с очередных состязаний уже в качестве гонщика. А там, может, и до фото с главным призом дело дойдет.
По крайней мере, отец, Николай Хевук, прикладывает к этому немало усилий. Вместе с мамой Егора. Она тоже участвовала в гонке. Марина — главный секретарь соревнований. И работа у нее не менее напряженная. Протоколы, таблицы, цифры… Около 60 спортсменов. У многих, тем более именитых, свои амбиции. А еще тренеры команд. На финишах порой разгорались бурные дебаты. Представьте, до подведения итогов и награждения считаные минуты, а гонщик с тренером уверяют, что судья ошибся. И что писать в зачет?
ПОМНЮ, как в предпоследний день в Белоозерске гонщики возмущались тем, что организаторы сократили дистанцию и перенесли финиш. У тех, кто меняет регламент, своя правда. По первоначальному плану, дистанция заканчивалась в очень опасном месте. Вот финиш и перенесли. А несколько спортсменов остались недовольны, ведь они потеряли несколько секунд, за которые могли бы догнать отрыв.
За все в конечном итоге отдувается главный судья. Николай Хевук, заместитель директора по основной деятельности Брестского областного училища олимпийского резерва и первый заместитель Брестской областной федерации велоспорта, если сравнивать с театром, безусловно, главный режиссер этой «постановки». Его голос чаще и громче других звучит на каждом этапе. Вот он договаривается с ГАИ, прорабатывая детали сегодняшнего маршрута. А вот уже собирает судей. Через минуту объявляет о начале этапа. Дает старт, прыгает в авто и выходит в радиоэфир.
Это при том, что львиная доля подготовки к соревнованиям тоже лежала на плечах главного судьи. Просчитывалась каждая мелочь: маршруты, сопровождение, проживание. Ямы, кочки, «спящие полицейские», опасные повороты. А в этом году еще и гравийные участки — отличительная фишка велогонки-2019. Каждый километр расписывается поминутно строго по регламенту.
И все же коррективы вносились. К примеру, в первый день из-за дождя пришлось объезжать один из гравийных участков. А в Ружаны и вовсе не удалось заехать, поскольку поселок готовится к областным «Дажынкам», идут строительные работы. Наводят марафет и дорожники. При этом маршрут гонки — далеко не единственный оргвопрос.
Поддержка зрителей, говорят спортсмены, очень вдохновляла.
В течение всей гонки с нами рядом ехали машины сопровождения с судьями, тренерами, механиками. Питание, ориентация на местности, переговоры с местными властями, дорожными службами, ГАИ, медиками, спонсорами — за это отвечало Брестское областное отделение Белорусской федерации велосипедного спорта под председательством Фикрета Рамазанова, человека давно болеющего велоспортом и сопровождающего многочисленные спортивные соревнования и велопробеги любителей. И здесь тоже важен был каждый нюанс, вплоть до баннеров, кубков и шампанского для победителей на финише каждого этапа.
ЕЩЕ одна важная составляющая турнира — проживание организаторов, судей и спортсменов. Для велогонщиков это не только крыша над головой, а полноценный отдых. Гостиницы с комфортными номерами, санузлами. Все, что нужно спортсмену. Ветеранам велоспорта есть с чем сравнивать. Анатолий Сединин, заслуженный тренер БССР, и Владимир Муравский, тренер сборной страны, вспоминают, что предшественникам нынешней велогонки в советские времена такое не снилось:
— Финишировали, например, в Бобруйске. И перед заселением вся гонка идет на помывку в баню. Седла натирали так, что без помощи медсестры не обходился, пожалуй, ни один спортсмен. Не было присыпок, крема и специальной униформы. Шли на разные хитрости. Вплоть до того, что в нижнее белье вшивали телячью кожу…
В свободное время гонщики не только находили возможность посмотреть достопримечательности, но и сами становились моделями для фотосъемки.
Сейчас у гонщиков и снаряжение соответствующее, и с питанием вопросов не возникает. Еду ребята готовят себе сами. Утром, например, варят в мультиварках кашу. Алексей Вабищевич, гонщик команды из Бреста, раскрывает дневной рацион:
— Сегодня перед гонкой ели макароны с сыром. А на вечер главное было запастись белком: творог, куриная грудка, гречка. В меню, не удивляйтесь, много зефира, печенья, сладкого…
В общем, все то, что бросает в дрожь девушек, сидящих на диетах и следящих за каждой лишней калорией. А вот велогонщикам, наоборот, калории только на пользу. И при этом все они стройны, как на подбор. Так что лайфхак от Алексея Вабищевича прост: есть можно все. Главное, не обходить стороной спортзал.
Впрочем, в отличие от других видов спорта велосипедный, шоссейный — прекрасная возможность не только держать себя в хорошей форме, но и увидеть мир с тех ракурсов, откуда другие спортсмены его не познают. Не из окна автобуса, а вживую, проносясь по дорогам через отдаленные города и села. Признаюсь, я думал, что, кроме спины соперника и финиша, гонщики ничего больше не видят. Однако заблуждался. Овации зрителей, говорят спортсмены, очень вдохновляют. А в свободное время гонщики выкраивают минуты, чтобы посмотреть достопримечательности.
— Пристраиваемся к гонке и рвем за призами, — шутят путешественники. — На самом деле здорово, что у вас проводится такой чемпионат. Это, конечно, привлекает внимание к достопримечательностям, поднимает престиж велоспорта. Да и любители зажигаются. Главное, чтобы была инфраструктура. Мы в Москве катаемся на велосипедах всей семьей на Ленинских горах. Километров по 15 в день. А здесь хотим посмотреть пущу во всей красе.
Едут к нам велотуристы и с Запада. В дни, когда пелотон выходил на заключительные этапы, Дом культуры в Тересполе организовал велосипедную туристическую экскурсию за Буг «В поисках страниц совместной истории». 70 велотуристов из Тересполя, Бяла-Подляски, Славатича, Янова Подляского и приграничных сел проехали по безвизовому режиму в Брестскую крепость и посмотрели Брест, который готовится к 1000-летию.
Жаль, многие зарубежные гости пока еще узнают о нашем пелотоне, только встречая спортсменов на шоссе. Но организаторы не теряют оптимизма. Николай Хевук уверен, что со временем гонка, привлекающая внимание не только к велоспорту, но и к истории, культуре нашей страны, ее природным достопримечательностям, выйдет на международный уровень. А «Тур де Брест» составит достойную конкуренцию солидным заграничным велогонкам. Все только начинается.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Фикрет РАМАЗАНОВ, председатель Брестской областной федерации велоспорта:
— Могу заявить определенно: гонка удалась! И хочется выразить слова благодарности всем, кто помогал в организации проведения открытого чемпионата на призы «Сельской газеты». Большое спасибо руководству управления спорта и туризма Брестского облисполкома, руководству главного управления по здравоохранению облисполкома. Мы признательны управлению ГАИ УВД Брестского облисполкома, руководству Брестского городского, а также Брестского, Каменецкого, Пружанского, Березовского райисполкомов. Отдельная благодарность руководителям Нацпарка «Беловежская пуща» и ОАО «Беловежские сыры», КУП «Брестоблдорстрой» и РУП «Бреставтодор».
mityakov@sb.by