Увертюра для финансов

В 2011 году ожидается активизация рынка корпоративных ценных бумаг

В Беларуси в 2011 году ожидается активизация рынка корпоративных ценных бумаг

Недавно Министерство экономики подвергло критике стандартную практику белорусских предприятий: вместо того чтобы искать недорогие инструменты привлечения капитала, они вновь и вновь обращаются за кредитами в банки. Глава ведомства Николай Снопков в сердцах даже обозвал сложившуюся ситуацию «институтом ростовщичества». «Пошел в банк, взял кредит — это прошлый век, — пояснил он свою точку зрения, — существует большое число интересных, более дешевых, более гибких инструментов привлечения капитала для развития предприятий».

Белорусские компании и сами стали все более отчетливо сознавать, что банковский кредит лишь одна из многих форм заимствований. Причем не самая дешевая. Вслед за этим пониманием постепенно пришел интерес к другим инструментам привлечения капитала — векселям, облигациям, акциям. Но, как говорят специалисты, в настоящий момент продолжается первый период — ознакомление с ними. Хотя совсем не за горами тот день, когда теоретические изыскания начнут подкрепляться практикой…

Председатель правления ЗАО «Альфа-Банк» Денис Калимов, несмотря на то что работает в банковской сфере, в целом соглашается с мнением главы Минэкономики.

«Банковские кредиты в нашей стране, действительно, считаются основным инструментом получения капитала, но дело в том, что в ряде случаев они либо не могут использоваться клиентами, либо сам банк не может прокредитовать их согласно своим стандартным процедурам. К примеру, венчурные проекты с точки зрения банковских рисков и стандартных банковских процедур совсем не работают. Здесь возможны только альтернативные варианты финансирования».

Специалист замечает: в ближайшие годы банковский сектор может столкнуться с определенными сложностями – его мощности просто не будет хватать для того, чтобы полностью удовлетворять кредитными ресурсами белорусские предприятия. Запланированные темпы экономического роста высоки, и поэтому сегодня опора только на стандартное банковское кредитование не панацея. «В Беларуси сейчас открыты очень большие перспективы для развития инструментов рынка капитала. Именно они и должны развиваться в нашей стране в ближайшее десятилетие и, соответственно, развивать экономику в целом», — считает Денис Калимов.

В настоящее время стоимость долгового капитала на внешнем рынке весьма привлекательна для белорусских заемщиков. «Деньги с рынка» можно привлечь по ставкам гораздо ниже стоимости банковских кредитов внутри страны. Но вся проблема в том, что на самые хорошие условия могут рассчитывать наиболее надежные предприятия, имеющие международные кредитные рейтинги и крупный масштаб бизнеса. А белорусы на внешних фондовых площадках пока выступают в роли темных лошадок. Хотя, как уверяет управляющий партнер инвестиционной компании «Capital Times» Эрик Найман, первоначальный интерес в отношении возможного выпуска корпоративных облигаций белорусских предприятий уже сформирован. «В минувшем году был осуществлен дебютный выпуск страновых евробондов, который достаточно хорошо разошелся и имеет весьма качественный состав инвесторов. По сути, страновые облигации – это та самая тропинка, по которой могут начинать двигаться и предприятия-эмитенты», — отмечает специалист.

«Крайне важно создать прецедент, — соглашается с ним директор минского офиса компании «Baker Tilly Bel LLP» Александр Кононов. – Компании первого «эшелона» продемонстрируют, насколько интересны могут быть облигации иностранным покупателям, и их последователям на рынке работать будет уже проще. По крайней мере, понятно, на какие сроки и под какой процент возможно будет привлечь деньги».

В минувшем году Беларусь впервые в своей истории вышла на международный рынок капитала. Летом в два приема состоялось дебютное размещение еврооблигаций на $ 1 млрд. В конце года Министерство финансов Беларуси разместило облигации на российском рынке на RUR 7 млрд. Впрочем, по оценкам экспертов, первый выпуск бондов был в основном имиджевым, так как были варианты заимствований по более низкой процентной ставке.

Выбор облигационного займа индивидуален для каждой компании и зависит от множества факторов. Но главная сложность заключается в том, что его можно рекомендовать только крупным и средним предприятиям. Это связано с тем, что при небольшом объеме размещения ценных бумаг накладные расходы, такие, как затраты на подготовку эмиссии, вознаграждение организатора, финансового консультанта и прочее, делают проект слишком уж дорогим. «Осуществлять выпуск корпоративных облигаций на сумму менее $ 100 млн. просто экономически нецелесообразно. В России пороговым значением считается RUR 1 млрд., хотя среднестатистический выпуск осуществляется в пределах RUR 2,5—5 млрд.»,— рассказывает управляющий партнер международной инвестиционной компании UFS Елена Железнова.

Представители финансового рынка страны говорят, что 2011 год может стать стартовым для выпуска белорусскими промышленниками корпоративных облигаций для дальнейшей реализации их на российском фондовом рынке. Причем в проект могут влиться не только компании, но и органы исполнительной власти – наиболее вероятные «пилотные» эмитенты – «Беларусбанк» и Мингорисполком. Кроме того, как рассказывает директор департамента международных и фондовых операций ЗАО «Альфа-Банк» Сергей Муханов, в настоящий момент около десятка крупных белорусских компаний просчитывают перспективы этого шага.

При этом специалист отмечает активизацию внутреннего рынка корпоративных облигаций. За последние два года он вырос в 186 раз. Только в минувшем году в общей сложности 121 компания осуществила 190 выпусков. Примечательно, что это не только банковские структуры, хотя доля таких организаций в числе эмитентов по-прежнему занимает главенствующую роль – 82 %. «Выпуск корпоративных облигаций становится все более популярным решением, — уверяет Сергей Муханов. — Это обусловлено несколькими факторами. И прежде всего мерами правительства по развитию в стране рынка ценных бумаг. Благодаря льготному налогообложению доходов, полученных от операций с данными ценными бумагами, ставка заимствований через корпоративные облигации сегодня в среднем на 1—2 % ниже ставки по коммерческому кредиту. Это существенно, когда речь идет о значительных суммах заимствований. К тому же крайне важно, что расходы по выпуску и обслуживанию облигаций, а также уплачиваемые проценты предприятия могут относить на себестоимость продукции, работ, услуг. Причем независимо от того, куда направляются полученные от размещения ценных бумаг финансы».

В отличие от банковского займа публичные заимствования в основной своей массе являются необеспеченными, то есть компания может привлечь ресурсы, не отдавая активов под залог. Но, чтобы провести удачное заимствование на рынке, предприятиям необходимо удовлетворять ряду требований. Прежде всего компания, выходящая на рынок внешнего долга, должна иметь понятную для рынка структуру собственности и схему финансово-хозяйственной деятельности, иметь четкую формализованную программу своего развития. Однако ключевым аспектом при организации финансирования является готовность заемщика раскрыть все карты. А на такие шаги решиться могут далеко не многие белорусские компании.

-----------------------------------

Кстати

К январю 2011 года объем облигаций, обращающихся на местном рынке, в Беларуси достиг Br 19,7 трлн., или около $ 6,6 млрд. Номинальная стоимость суверенных и корпоративных еврооблигаций составила $ 1,35 млрд. Таким образом, общий объем облигаций, выпущенных белорусскими эмитентами, составил в сумме более $ 7,9 млрд. в эквиваленте.

Структура рынка ценных бумаг в Беларуси складывается большей частью из корпоративных (64 %) и муниципальных облигаций (23 %), государственных заимствований на местном рынке (11 %).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter