Вряд ли кто поспорит, что в современном обществе женщины имеют все большее и большее влияние
И, как показывают многочисленные опросы и исследования, к рыночной экономике они приспособились лучше, чем «сильный» пол. До матриархата, конечно, еще далеко, но, как говорится, тенденция имеет место быть.
Согласно докладу Председателя Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко на форуме АТЭС «Женщины и экономика» летом 2012 года, российские женщины доминируют сегодня в образовании (81% от всех занятых), здравоохранении (80%), финансовой деятельности (67%), торговле (62%). Немало женщин и среди менеджеров (42%), они составляют около 30% предпринимателей малого и среднего бизнеса.
Психологи считают, что «наша» (советская, российская, белорусская) женщина в силу сложившихся жизненных условий последних десятилетий – войны, всевозможные грандиозные стройки и прочие проекты, кризисы да и просто семейные неурядицы – часто привыкла обходиться без мужчин. На нее замыкались все хозяйственные хлопоты, в том числе самая важная – воспитание детей. Женщина привыкла справляться самостоятельно с такими проблемами, которые раньше ей были явно не под силу. У женщин всегда гораздо больше стимулов, для кого и для чего продолжать жить. Они более целеустремленны и выдерживают тяготы существования лучше, чем мужчины. К примеру, женщин-бомжей на порядок меньше, чем мужчин.
Сегодня востребован труд тех, кто гибок, терпим, послушен и менее требователен в вопросах заработной платы. И все эти характеристики относятся прежде всего к «слабому» полу.
С каждым годом женщин-руководителей в наших странах становится все больше. В то же время эксперты отмечают, что в бизнесе эта тенденция проявляется ярче, чем, например, в госуправлении, а в гуманитарных направлениях сильнее, чем в технических. Это подтверждает и недавнее исследование компании HeadHunter (российская компания интернет-рекрутмента, развивающая бизнес в России, Беларуси, Украине, Казахстане, Литве, Латвии и Эстонии. – Прим. ред.), опросившей более 7000 работающих женщин, согласно которому ценными сотрудниками дамы считаются прежде всего в сфере закупок, страховании, науке и образовании, индустрии HoReCa (общественного питания и гостиничного хозяйства) и туризме, строительстве и недвижимости. А в лидерах профессиональных областей, где прекрасным полом дорожат менее всего, – государственная служба, транспорт, информационные технологии, телеком, хотя, безусловно, и здесь есть исключения.
Удачно складываются женские карьеры также в маркетинге, связях с общественностью и, конечно, в финансовой сфере. Сейчас нередко можно встретить даму – финансового директора крупной компании или банка.
Наблюдается и другая любопытная тенденция – все меньше мужчин испытывают «комплекс неполноценности», работая под руководством женщин. Считается, что для женщин-руководителей более значимы психологические, поведенческие аспекты, для них важна совместимость сотрудников в коллективе. В рекрутинговых агентствах заметили, что, оценивая будущего сотрудника, женщины обращают внимание прежде всего на его поведение во время собеседования, анализируют эмоциональные характеристики кандидата, «прикидывают» перспективы работы соискателя должности с существующей командой, будет ли принят новый сотрудник коллективом. Управляя коллективом, женщины в большей степени склонны учитывать психологические аспекты, чаще готовы «входить в положение» сотрудника, анализировать ситуацию в коллективе, чаще готовы опекать сотрудников.
Поэтому возглавляемые женщинами-руководительницами команды, как правило, более гармоничны и, следовательно, более устойчивы.
В то же время женщины-начальницы в большинстве своем отличаются повышенной эмоциональностью. Однако однозначно приписать это качество к достоинствам или недостаткам нельзя – в зависимости от ситуации оно может обернуться как плюсом, так и минусом.