К среднему классу себя относит 65 процентов населения нашей страны

Уверенное большинство

Валерий и Татьяна знакомы давно, еще со студенческой скамьи. На пятом курсе сыграли скромную свадьбу и, став дипломированными математиками, отправились трудиться по распределению в одно из профильных учреждений столицы. Проблемы молодой семьи были типичны: зарплата и жилье. Съемная квартира — хорошо, но всю жизнь в ней не проживешь, особенно когда появятся дети. Валерий не стал ждать с моря погоды: окончил специализированные курсы программистов, образование позволяло получить дополнительные знания в ускоренном темпе, и устроился на фирму тестировщиком программного обеспечения. Успехи молодого сотрудника заметили, и карьерный рост не заставил себя долго ждать: Валерию была предложена серьезная административная должность. Учредители не ошиблись — развитие направления стремительно пошло вверх.

Впоследствии доходы молодой семьи позволили обзавестись своей квартирой, новым автомобилем и всем тем, что дает возможность довольно комфортно чувствовать себя в быту. Но, как рассказывал Валерий, путь к этому весьма непрост: чтобы начать хорошо зарабатывать, нужно не один год усиленно пробиваться по карьерной лестнице и конкурировать с коллегами. Валерий себя относит к представителям среднего класса.



Аристотель говорил, что в любом государстве население делится на три класса — речь о богатых, бедных и тех, кому лучше всего. То есть о тех, кто посередине. Но кого относить к этой соцгруппе? И вот тут-то оказывается, что единых подходов в этом вопросе нет. Даже древнегреческие философы понимали, что существование массового среднего слоя в обществе является одним из необходимых условий успешности проведения социально-экономических реформ и одновременно критерием их эффективности.
Несмотря на многообразие теорий, к основным критериям, определяющим принадлежность человека к среднему классу, могут быть отнесены такие экономические факторы, как, например, уровень денежных доходов, владение движимым и недвижимым имуществом, а также социальные. Профессиональный статус и уровень образования, самооценки успешности адаптации к новым экономическим условиям, самооценки комфортности нынешней жизни и другие характеристики — это все то, что в совокупности определяет уровень и качество жизни.
Идентификация факторов, определяющих общественный класс, ведется в социологических исследованиях начиная с 1920-х годов. Понятие «средний класс» пришло к нам с Запада. Сегодня мы сталкиваемся с несколькими противоречиями, считает Анна Денискина, научный сотрудник отдела экономической социологии Института социологии НАН. Первое: наличие и масштабы среднего класса в стране в значительной степени зависят от выбора определенного критерия. Второе: так как единого критерия не существует, нужно учитывать целый набор характеристик, применение которых в различных комбинациях дает очень разные картины.

Долгое время средние классы в государствах рассматривались в качестве статичных, устойчивых групп, которые поддерживали внутреннюю структуру общества. Однако сейчас это не совсем так. В условиях нарастающей цифровизации общества «устойчивость» уже может быть рассмотрена не как организованный фиксированный порядок, а как «динамичное равновесие», развитие.

Главным фактором изменений во всех сферах сегодня выступают ИT-технологии, поэтому под их повсеместным влиянием происходит изменение социальной структуры общества, она становится более гибкой и мобильной. Прежние варианты мобильности утрачивают свое доминирующее значение. Им на смену приходят новые: образование в виде профессиональных, околопрофессиональных и базовых цифровых компетенций выступает основным социальным ресурсом и критерием мобильности. Появление и широкое распространение концепции life-lоng study (обучение на протяжении всей жизни) меняет мир до неузнаваемости. Наличие диплома об образовании уже является ценностью лишь при условии поддержания знаний на должном уровне и повышения квалификации.

Сравнивать белорусский средний класс с западным некорректно, так как статистически верное сравнение возможно лишь при условии одних и тех же критериев оценки. А специфика нашей социальной организации не позволяет применять те же критерии отнесения человека к представителям среднего класса, как, например, в США или странах Западной Европы.

Сегодня не существует единой концепции, определяющей белорусский средний класс. Цепочка «доход — конечная цель, профессия — средство, классическое образование — предпосылка» не подходит для оценки белорусских реалий в силу актуальной для текущего этапа развития страны социально-экономической специфики. Поэтому эксперты могут описывать лишь субъективный средний класс, то есть при выделении такой группы в структуре общества акцент делается на характеристики самоидентификации. Такое позиционирование себя в социальном пространстве — отражение представлений человека о своем положении в обществе относительно других групп людей.



В рамках одного из этапов ежегодного социологического мониторинга, проведенного Институтом социологии НАН в конце прошлого года, был осуществлен замер самооценок отнесения себя к представителям социальной группы со средним уровнем достатка. По итогам анализа условно можно отнести к этой группе 65,2% населения, исходя из их оценок своего материального положения — как среднего (53,5%) и скорее хорошего (11,7%). Условно назовем эту группу «субъективный средний класс». Ее социальному портрету присущи следующие особенности: большинство работающих респондентов имеют среднее специальное и высшее образование. Немногим более половины находятся в зарегистрированном браке. Процент разводов значительно меньше среднестатистического по стране (примерно каждый второй брак в Беларуси распадается) и составляет 8,4%. Здесь важно иметь в виду одно обстоятельство: 1/5 часть группы — неработающие пенсионеры, а вместе с работающими их доля возрастает до 1/4. Остальной состав среднего класса в порядке убывания численности групп распределяется следующим образом: квалифицированные рабочие, специалисты непроизводственной сферы, студенты, специалисты производственной сферы, а также предприниматели, фрилансеры, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Экономическая составляющая выделения среднего класса наиболее значима ввиду того, что является индикатором доступности благ и услуг, от которых зависят уровень и качество жизни. Наиболее же острыми вопросами, согласно данным опроса, остаются строительство жилья, возможность отдыха и путешествий, приобретение товаров длительного пользования и платное образование.

При этом представители субъективного среднего класса достаточно оптимистично смотрят в будущее и уверены в переменах в лучшую сторону. Потому что эти перемены они связывают со своими активными действиями и рассчитывают в основном на свои силы. Социсследование также показало, что, несмотря на отдельные проблемы, стоящие перед условным белорусским средним классом, он не испытывает особых трудностей в обеспечении себя необходимым для полноценной жизни. Может, все-таки верно, что счастлив не тот, у кого много, а тот, кому достаточно?

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter