Уверен на все СТО?

Как добиться справедливости, если ваш автомобиль плохо отремонтировали?

Как добиться справедливости, если ваш автомобиль плохо отремонтировали?

Сегодня мы затронем актуальную тему взаимоотношений в сфере оказания услуг автосервиса. Претензий у наших граждан на этот счет множество: неправильная диагностика неисправностей, навязывание дополнительных услуг за отдельную плату… На вопросах по автосервису специализируется общественное объединение «Защита потребителя», которую возглавляет Ирина Коноплицкая. Ее специалистам мы и предоставляем слово. 

Вопрос № 1. Каков порядок приема машин в ремонт? Сколько ни обращался, везде по-разному. 

Михаил Шевцов, г. Гомель 

— Порядок везде должен быть один, согласно ГОСТу. Так, заказы на выполнение обслуживания подаются потребителем сначала в форме письменной заявки не только с указанием ФИО, адреса и данными на автомобиль, но и перечнем необходимых работ или подлежащих устранению дефектов. Потом на ее основании предприятие автосервиса назначает дату предоставления авто. Но проследите, чтобы соответствующие записи были сделаны в заявке и журнале их регистрации. Конечно, у вас должны быть документы на транспортное средство. Если вы не владелец машины, то предъявите заверенную доверенность на право распоряжения. Заказчик — юридическое лицо представляет гарантийное письмо, а его представитель – доверенность на право сдачи в ремонт транспортного средства. 

Вопрос № 2. Есть ли какой-то технический документ, регламентирующий услуги ремонта? 

Иван Мишин, г. Минск 

— Да, это СТБ 1175-99 «Обслуживание автотранспортных средств. Порядок проведения», где все подробно и расписано. Данным документом должны руководствоваться все станции технического обслуживания. 

Вопрос № 3. На заправке залила бензин, но не смогла завести мотор. Кто виноват и что делать? 

Татьяна Бичева, г. Брест 

— Если такое случилось, сохраняйте кассовый чек и срочно вызывайте экспертов из аккредитованной испытательной лаборатории, например из «Белнефтехима», чтобы сделали забор топлива из той же колонки. Но учтите, что экспертиза платная. Правда, потом суд определит, кто должен заплатить за процедуру, и если виновной окажется АЗС, вам могут возместить не только эти затраты. 

Вопрос № 4. Какие основные требования к установке газового оборудования на автомобиле? 

Леонид Шовнов, г. Ивье 

— Их достаточно много, перечислять не будем. Например, должно быть разрешение Проматомнадзора. Скажем только, что и после установки специалисты обслуживающих организаций, таких, как ОАО «Белтрансгаз» или «Газ-Альтернатива», следят за оборудованием своих клиентов. Ведь должны соблюдаться регламенты по проведению планового технического обслуживания. В обязательном порядке через каждую тысячу километров пробега после установки и затем через каждые 10 тысяч проверяется содержание компонентов вы-
хлопных газов. Еще через такое же расстояние пробега проводится техобслуживание, сливается конденсат. Еще через 50 тысяч километров проводится полная ревизия машины. Отпускаемый потребителям на заправочных станциях сжатый  природный газ соответствует ГОСТу 27577-2000, и в безопасности при правильной эксплуатации можно не сомневаться. Да и производители баллонов высокого давления об этом позаботились, создав 3-кратный запас прочности. 

Вопрос № 5. Могу ли я ездить на газе на своем «запорожце»? Или надо обязательно покупать иномарку? 

Михаил Петрович, Витебская область 

— Белорусское газовое оборудование можно поставить на технически исправную автомашину только трех моделей – «москвич», «жигули» и ГАЗ. В первую очередь должна быть в хорошем состоянии электрика, компрессия – в среднем не меньше 10. Но к каждому автомобилю нужен индивидуальный подход. Особенно к иномаркам. Ведь ставятся уже системы 4-го поколения. Например, компания «Опель» производит газовую установку, где используется не сжиженный газ, а сжатый, а этот двигатель разрабатывался комплексно: один блок управления, одна программа работает на обе функции – бензин и газ. У нас оборудование врезается в систему питания мотора. Но читатели должны знать, что не все автомобили переводятся на газ. Например, из-за электроники.

Вопрос № 6. При ремонте подвески на СТО повредили бампер. Каковы должны быть мои действия и что я могу потребовать? 

Алина Квашина, г. Заславль 

— По статьям 3 и 16 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» вы вправе требовать безвозмездного устранения причиненного вреда там же, на станции, или возмещения расходов на его устранение третьими лицами. Акт должен быть составлен на месте. Однако в жизни все бывает не так просто: на СТО отказываются от этого, иногда приходится даже вызывать Госавтоинспекцию. 

Вопрос № 7. Могу ли бытовым газом, который использую на даче, заправить свой автомобиль? 

Виталий Орехов, Могилевская область 

— Однозначно — нет. Во-первых, вы заблуждаетесь в том, что выиграете в деньгах. Во-вторых, это грубое нарушение техники безопасности и угроза для жизни. В-третьих, это и есть причина, из-за которой барахлит двигатель. 

Вопрос № 8. На СТО мне дали гарантию на запчасти только на две недели. Это правильно? А на услуги ее нет? 

Василий Лейков, г. Минск 

— Это нарушение законодательства о защите прав потребителей. По статье 30 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в случае, когда установленный договором гарантийный срок на результат работы или услуги составляет менее двух лет и недостатки выполненной работы или оказанной услуги обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах этих двух лет, то клиент вправе предъявить свои требования. При условии, если потребитель докажет, что недостатки возникли до принятия им результатов работы или услуги. 

Вопрос № 9. Что можно потребовать с бракоделов на станции? 

Григорий, г. Бобруйск 

— Безвозмездного устранения допущенных нарушений в согласованный срок, возмещения понесенных расходов на устранение допущенных нарушений, соответствующего уменьшения стоимости выполненных работ.  Причем все по вашему выбору.                                     

Случай  из  практики 

Клиент купил у юридического лица новый дорогой автомобиль. При эксплуатации обнаружились неисправности двигателя. Кто виноват: потребитель или производитель? Клиент обратился в ОО «ЗП». После долгих разбирательств экспертиза, проведенная в Научно-исследовательском институте проблем криминалистики, криминологии и судебной экспертизы Министерства юстиции, вынесла окончательный вердикт: дефект заводского происхождения. По решению суда фирма-продавец понесла убытки  в 243 миллиона рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter