4 июля – День работников потребительской кооперации

Увеличивай товарооборот, экспорт – и будешь иметь больше

4 ИЮЛЯ – День работников потребительской кооперации. Накануне профессионального праздника руководитель отрасли Валерий ИВАНОВ дал эксклюзивное интервью «СГ».

— Валерий Николаевич, примите наши искренние поздравления и пожелания здоровья и успехов в работе.

— Большое спасибо. Я, в свою очередь, адресую их всем, кто трудится в нашей системе. Поверьте, похвалы и благодарности заслуживают тысячи. 

— Накануне Белкоопсоюз подвел предварительные итоги работы. Кто задает тон в потребкооперации республики?

— По розничному обороту за 5 месяцев 2015 года лучшими являются Гродненское облпотребобщество, Могилевский и Минский облпотребсоюзы, по производству собственной продукции общепита — Гродненское облпотребобщество, Витебский и Гомельский облпотребсоюзы, по объемам производства промышленной продукции — Минский, Могилевский облпотребсоюзы и Гродненское облпотребобщество, по закупкам сельхозпродукции и сырья у населения — Брестский, Гомельский и Минский облпотребсоюзы, по валовой добавленной стоимости — Могилевский, Брестский и Гомельский облпотребсоюзы, по экспорту товаров — Брестский, Минский и Гомельский облпотребсоюзы, по рентабельности продаж — Гомельский, Брестский и Могилевский облпотребсоюзы, по рентабельности по чистой прибыли — Могилевский, Брестский и Гомельский облпотребсоюзы, по производительности труда — Гродненское облпотребобщество, Минский и Могилевский, Брестский облпотребсоюзы, по товарообороту общепита — Могилевский, Гомельский и Брестский облпотребсоюзы.

За четыре месяца текущего года розничный товарооборот составил 7123609 миллионов рублей. В нем 93 процента занимают товары отечественного производства, что на 22 процента выше республиканского показателя.

Дальнейшее развитие получает общественное питание, которое представлено более чем двумя тысячами объектов на 116 тысяч посадочных мест. В нынешнем летнем сезоне будет организована работа еще 160 мини-кафе. Розничный товарооборот общепита составил в 2014 году 1,8 триллиона рублей.

— Валерий Николаевич, Белкоопсоюз обладает большой группой промышленных предприятий. Насколько эффективна их работа?

— В минувшем году объем производства промышленной продукции у нас составил 2,3 триллиона рублей. 67 хлебозаводами и пекарнями выпускается свыше 22 процентов производимых в республике хлебобулочных изделий. Удельный вес мясных полуфабрикатов достиг 10 процентов. В нынешнем году при прогнозе выпуска продукции в 106 процентов достигли 109,7.

— Одно из основных направлений производств потребительской кооперации — переработка плодоовощного сырья, закупаемого у населения. Насколько успешно налажено это дело?

— В прошлом году переработали 19,5 тысячи тонн овощей и фруктов. Хочу заметить, что этот показатель мог быть и будет выше. В последние годы упор сделан на выпуск консервированной продукции с максимальным сохранением первоначальных качеств перерабатываемого сырья традиционными для системы методами квашения, мочения, соления и шоковой заморозки с организацией расфасовки в мелкую потребительскую тару. Мы создали 21 современный квасильно-засолочный цех, где переработано 4,1 тысячи тонн плодоовощного сырья. Темп роста к 2013 году составил 137,6 процента. Кроме капусты, огурцов, яблок, томатов, начали перерабатывать чеснок, свеклу, освоили выпуск десяти наименований салатов и закусок.

— Глусский цех глубокой заморозки отправлял клюкву даже в Америку. Получит ли это направление дальнейшее развитие?

— В прошлом году в Глуске и Иваново заморожено и потом реализовано 1,6 тысячи тонн продукции. Сейчас в работе проект по увеличению мощности Глусского цеха.

— Сколько дикорастущей и сельскохозяйственной продукции уже заготовлено в этом году?

— За пять месяцев закупили 6,2 тысячи тонн картофеля, 11 тысяч тонн овощей, 3,8 тысячи тонн плодов и ягод, в том числе 530 тонн земляники садовой, 4,3 тысячи тонн огурцов, 4,8 тысячи тонн капусты, 1,6 тысячи тонн томатов. Для ведения закупок задействованы 700 приемозаготовительных пунктов, 7 тысяч сельских магазинов, 700 штатных и более 1000 внештатных заготовителей. Готовимся к закупу грибов, ягод, фруктов.

— Как формируются закупочные цены?

— Их определяет внутренний рынок, а на дикорастущую продукцию (чернику, лисички, белый гриб) — европейский.

— Есть ли новые подходы к заготовкам?

— Более активно стали работать с фермерскими хозяйствами. Во всех областях провели семинары-совещания с их владельцами и заключили 603 договора на выращивание под заказ 21,1 тысячи тонн сельхозпродукции, или в 1,6 раза больше, чем в 2014 году.

— Недавно мне пришлось побывать в Гомеле. И я обнаружил, что местный колхозный рынок выглядит совсем не по-колхозному…

— По итогам работы за прошлый год он один из лучших в стране. А вообще, в системе потребкооперации функционируют 148 рынков, или 38 процентов от всех в Беларуси. И на каждом есть объекты розничной торговли и общественного питания. К тому же, помимо предоставления в аренду торговых мест, оказываем населению ряд платных услуг, таких как ремонт обуви и одежды, факсимильная связь, оверлочивание ковров, ксерокопирование и другие.

Постоянно принимаем организационно-практические меры по совершенствованию работы рынков. Следим за тем, чтобы на них ежедневно была выездная торговля райпо, унитарных предприятий по продаже сельскохозяйственной и дикорастущей продукции, промышленных товаров собственного производства. В самом деле, зачем колесить по городу в поисках нужной вещи или продуктов, если их можно приобрести с полной уверенностью в одном месте…

— Валерий Николаевич, несколько слов о перспективах развития материально-технической базы потребкооперации…

— На ее укрепление и модернизацию в 2011—2014 годах инвестировано 2,24 триллиона рублей. Введены в эксплуатацию и отремонтированы 500 торговых объектов, 147 овощехранилищ, 56 промышленных предприятий, 4 звероводческих хозяйства. В текущем году планируем инвестировать еще около 400 миллиардов рублей и открыть 29 современных объектов, 45 магазинов шаговой доступности, приобретем 164 новых автомагазина, откроем 24 новых пункта общественного питания, вдохнем новую жизнь в 23 промышленных объекта, введем в эксплуатацию не имеющего аналогов на постсоветском пространстве звероводческое хозяйство в Гродненском районе.

— На рабочей встрече  с Александром Лукашенко при обсуждении строительства нового зверохозяйства был поднят вопрос о рынках сбыта. Как обстоят дела сейчас?

— Из полученных в прошлом году 938 тысяч шкурок 377 тысяч мы реализовали через финский пушной аукцион, больше 184 тысяч поставили на экспорт по прямым договорам хозяйств. Выручили больше 8 миллионов долларов. На внутреннем рынке реализовано 128 тысяч шкурок. Так что в будущее этой отрасли смотрим с оптимизмом. 

— Извините за прямоту, но иной раз Белкоопсоюз напоминал этакое сообщество удельных потребобществ. Изменилась ли ситуация сейчас?

— Не все хотели и хотят быть подконтрольными. Поэтому и появилось постановление правления Белкоопсоюза под номером 88 «О вертикали управления отраслями торговли и общественного питания». В нем четко обозначены права и обязанности каждого руководителя, специалиста. Но даже после его принятия находятся «смельчаки» проигнорировать решение вышестоящего органа. Не получится. Мы ставим задачу, чтобы любой заведующий магазином, специалист райпо могли с помощью компьютерных программ контролировать прохождение товаров, изучать спрос на них и определять тактику дальнейших продаж. И мы ее решим. Дело времени.

— Хочу спросить о конкуренции между Белкоопсоюзом и частными розничными торговыми сетями, которые, по их же заявлениям, серьезно нацелились на село?

— Я с первого дня пытался и пытаюсь найти с ними взаимопонимание ради лучшего обслуживания сельского населения. В частности, предлагал совместную доставку экзотических фруктов с договоренностью реализации по одним ценам. Получил отказ. Далее, предоставлял возможность обслуживания Несвижского района. Не захотели. Отдали «на откуп» Минский район. Поездили они по заявленному маршруту, включавшему 21 населенный пункт, и через месяц исключили из него 8. 

Мы сегодня обслуживаем более 20 тысяч сельских населенных пунктов, в том числе 17 тысяч с численностью жителей менее 100 человек. С 2005 года на восстановление и поддержание торговой инфраструктуры в агрогородках направлено около 400 миллиардов рублей. На каждый из них приходится от одного до трех стационарных объектов. При этом дополнительные ценовые нагрузки на товары, реализуемые здесь, не применяем. И даже убыточные стараемся сохранять, чтобы не создавать людям проблем.

— Системой государственных стандартов в области торговли предусмотрено наличие стационарных объектов в каждом населенном пункте с численностью двухсот и больше жителей. Там, где их меньше, они могут обслуживаться автолавками. Насколько распространен этот вид торговли?

— Функционируют 742 автомагазина, которые по три раза в неделю посещают 14,7 тысячи малых населенных пунктов, где проживают 362 тысячи человек. В том числе 4,4 тысячи с численностью от одного до десяти жителей. Расстояния от них да райцентров от семи до сорока пяти километров. Темп роста оборота автомагазинов составил в 2014 году 110 процентов. В текущем среднемесячный превышает 80 миллиардов рублей. В прошлом году приобрели 140 новых автолавок, еще 37 — в этом.

— Валерий Николаевич, по всем отраслям системы отмечается рост положительных тенденций…

— Не стану кривить душой: всегда приятны новые достижения. Но вместе с тем система настолько обширна, что самоуспокоение в работе чревато неизбежными потерями. Потом трудно наверстать упущенное. Поэтому к успехам отношусь спокойно.

А вообще, в любом деле надо сначала уяснить, как все должно быть. Дальше следует изучение вопроса: почему есть не так, как должно быть. И потом — что надо сделать, чтобы существующее положение соответствовало требованиям. А дальше работа с кадрами, способен ли тот или иной человек справляться с порученным участком. Я еще спрашиваю, если прогресс налицо, что мешало так работать раньше.

— Что делается по подготовке достойной смены, которой предстоит решать стоящие перед ней задачи в условиях жесточайшей конкуренции со стороны частных торговых сетей?

— В системе Белкоопсоюза функционируют Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации и семь колледжей. Подготовка кадров со средним специальным образованием для предприятий хлебопекарной отрасли и общественного питания осуществляется в Барановичах по специальностям «Технология хлебопекарного, макаронного и кондитерского производства», «Машины и аппараты пищевых производств». 

Подготовка рабочих с профессионально-техническим образованием ведется также в Минском, Полоцком, Могилевском колледжах. Среднее специальное образование по договорам с организациями потребкооперации в настоящее время получают 152 человека, профессионально-техническое — 167. О высоком уровне подготовки специалистов в наших колледжах говорят следующие факты. Гомельский торгово-экономический колледж занесен на Доску почета города Гомеля как лучшее среднеспециальное учреждение образования. Его учащиеся — победители олимпиад по бухгалтерскому учету, экономике, английскому языку.

Белорусский торгово-экономический университет при поддержке Гомельского областного исполнительного комитета и представителей бизнес-сообщества в рамках XII Гомельского экономического форума провел VII международный чемпионат «Молодежь и предпринимательство-2015». В этом году в нем приняли участие 18 команд. Наш университет занял первое место в своей лиге, а Гомельский торгово-экономический колледж стал третьим, Минский торговый колледж признан лучшим в номинации «Общественное признание». Представители бизнеса вручили победителям подарки и сертификаты.

— Насколько взаимосвязаны вопросы подготовки кадров и результаты работы райпо?

— Хуже других имеют показатели Смолевичское, Вилейское, Борисовское, Лоевское райпо. Тем не менее в 2013—2014 годах они не направили для обучения по специальностям и профессиям хлебопекарной отрасли и общественного питания ни одного человека. В то же время организации Могилевского облпотребсоюза за последние два года дали возможность овладеть профессиями 70 человекам. Поэтому не приходится удивляться лидирующим позициям могилевчан по многим показателям.

— Зарплаты кооператоров большими не назовешь. И у тех же председателей райпо, и у специалистов, продавцов. Какой тут выход?

— Все в наших руках. Увеличивай товарооборот, экспорт — и будешь иметь больше.

— Валерий Николаевич, спасибо за интервью. Новых успехов и свершений.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter