Уважение. Взаимопонимание. Согласие

О формировании конфессионально–толерантной правовой культуры

Вопреки сказанному, если действительно хочешь мира, то не надо готовиться к войне — готовься к сотрудничеству, готовься к взаимопониманию, готовься к компромиссу...


Именно такое настроение и доминировало все два дня, в  течениие которых в Минске проходил международный «круглый стол» на тему «Устойчивый этноконфессиональный мир — один из важнейших факторов социально–политической стабильности в обществе». Организовали эту представительную встречу белорусские мусульмане. Обстоятельство в наше время немаловажное.


Религиозная толерантность — одна из главных отличительных черт белорусского общественного характера. Хорошо известна деятельность по межрелигиозному диалогу главы Белорусской православной церкви митрополита Филарета. Открыта к взаимопониманию Римско–католическая церковь в Беларуси. Здесь начало процессу положил кардинал Казимир Свентэк. Его дело продолжает и успешно развивает митрополит Тадеуш Кондрусевич. Не остаются в стороне представители других действующих деноминаций. Совместные встречи, конференции, благотворительные акции сегодня стали нормой для верующих практически всех религиозных направлений. Хотя открыть свою душу миру, наверное, даже тяжелее, чем Богу. Потому что мы верим: Бог всегда поймет. А вот человек, особенно тот, который рядом с тобой... К сожалению, далеко не всегда. Но «не бывает плохих религий. Бывают плохие люди», сказал на открытии «круглого стола» муфтий Мусульманского религиозного объединения в Беларуси Абу–Бекир Шабанович. Я бы с ним спорить не стала.


Белорусским мусульманам особенно близка идея согласия и сотрудничества. Сама история сформировала их именно такими. Прошло более 600 лет, как на землях Великого княжества Литовского появились первые мусульманские переселенцы — татары. И еще тогда пришли они с миром. Наверное, поэтому им оказалось проще сменить свой «эмигрантский» статус на статус коренного жителя Беларуси. Произошло культурное и социальное взаимодополнение местного славянского населения и татарско–мусульманского. Общий труд, общие заботы сплачивают куда как крепче, чем все подписанные договоры и пакты. «Беларусь стала символом толерантности и согласия между верующими разных конфессий. Это признают многие», — не без веских оснований подчеркивал уважаемый муфтий Абу–Бекир. А ведь Беларуси исторически выпала горькая доля: против собственной воли стать перекрестком многих военных дорог. Может быть, поэтому люди у нас и умеют так ценить мир и покой?


Сейчас в стране возрождаются все религии, имевшие место ранее и почти исчезнувшие во времена атеизма. Здесь важна роль и гражданского общества, и государства, светскость которого отнюдь не означает вытеснения религии из жизни человека. Формирование конфессионально–толерантной правовой культуры — вот общая цель и задача. Решать ее призваны в первую очередь существующие сейчас в стране 3.156 религиозных организаций 25 конфессий и религиозных направлений, 125 общественных национальных объединений, принадлежащих 25 национальностям, проживающим в Беларуси. Задел у нас хороший. Как показало одно из недавних социологических исследований, 80 процентов опрошенных не испытывают никаких предубеждений ни к одной из религий. Мы умеем решать сложные религиозные вопросы в режиме диалога.


«Уважение — понимание — согласие» — такую формулу совместной деятельности предложили участники «круглого стола». Она зафиксирована в итоговом документе — «Минской декларации» — и уже сегодня стала руководством к действию. Кроме того, на заседании прозвучало предложение создать в стране межрелигиозный совет для обсуждения текущих и перспективных дел верующих. Инициатива, как мне кажется, стоящая. И что самое главное — в нашей стране выполнимая.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter