Государство вложило в бизнес намного больше, чем в государственный сектор и даже сельское хозяйство

Уважайте руку, вам дающую!

Некоторая часть нашего бизнеса и экспертов однозначно непоследовательны. Они рьяно выступают за открытый рынок, невмешательство государства в экономику, а также негодуют, когда оказывается та или иная помощь государственным компаниям. С другой стороны, почему-то забывают, что государство ежегодно вкладывает миллиарды рублей в частный сектор. Только эти инвестиции не прямые, а фискальные. Как бы ни жаловалось на тяжелую жизнь белорусское деловое сообщество, но в стране столько различных преференциальных и специальных режимов, что, например, НДС платит от силы 40 процентов субъектов хозяйствования. Аналогичная история и с другими налогами. Все налоги, без послаблений, платят во многих случаях именно государственные компании. Кстати, по некоторым отраслям фискальные инвестиции в частный сектор превышают вложения владельцев фирм. Так кто кого кормит: бизнес государство или государство бизнес? Ответ не столь однозначный.


Особенно активны в критике нашего традиционного реального сектора представители IT-отрасли. Мол, машиностроение, металлургия, нефтехимия и другие классические для Беларуси производства — атавизм прошлого века. В доказательство начинают жонглировать цифрами. Например, производительностью труда и суммами уплаты налогов. Действительно, выручка белорусского айтишника выше, чем работника машиностроения. Но насколько корректно сравнивать разные отрасли? А давайте сравним наших «цифровиков» с ведущими западными технологическими корпорациями. Разница в 3—7 раз. Опять же в зависимости от того, с каким мировым гигантом сравнивать. 

С превосходством в налоговых отчислениях та же история. Да, айтишники платят налогов больше по сравнению со средним белорусом. По одной простой причине: зарплата у резидентов ПВТ раза в четыре выше, чем по республике. Соответственно и суммы подоходного налога у профессионалов цифры выше. Однако аналитики почему-то забывают об отчислениях в Фонд соцзащиты населения. А именно по ним у резидентов ПВТ ключевая льгота. В ФСЗН отчисляют 34 процента не всей заработной платы, а средней по республике. Поэтому на пенсионеров айтишники тратят столько же, сколько и средний белорус. Хотя доходы у них намного выше. Справедливости ради надо отметить, что отчисления в ФСЗН не являются налогом. Поэтому, когда рассказывают о превосходстве IT над другими секторами экономики, концентрируются именно на фискальной части, обходя другие платежи. 

Выходит, не так уж и обижает государство бизнес. Точнее, ему оказывается больше финансового почтения, чем, собственно говоря, госсектору. В прошлом году из бюджета на промышленность, строительство и архитектуру потратили 873,5 миллиона рублей. Может показаться, что очень много. Но давайте сравним с фискальными инвестициями. Например, резиденты ПВТ на внутреннем рынке получили выручку около 750 миллионов рублей. Причем она не облагалась НДС. Фактически государство вложило таким образом в IT-сферу 150 миллионов рублей (ставка НДС — 20 процентов). Средняя зарплата в ПВТ перевалила за 5000 рублей в месяц, а трудятся у резидентов почти 70 тысяч человек. За год льгота по уплате в ФСЗН превышает миллиард рублей. Плюс льгота по подоходному налогу, которая действовала в прошлом году (9 процентов вместо 13), — еще получается около 100 миллионов. В итоге только в IT-сектор бюджет фактически вложил более 1,2 миллиарда рублей. 

Скептики скажут: мол, это не инвестиции, а упущенная выгода. Если бы не было сверхльготного налогообложения, то и технологические компании не развивались бы столь стремительно. Согласен: преференции стали катализатором для бурной динамики IT-индустрии. И при общей системе налогообложения, возможно, не было бы 2,7 миллиарда долларов экспорта у ПВТ. Но разговор о другом: совершенно несправедливо говорить, что в Беларуси уделяют внимание лишь госсектору, а частников только обирают. Если посмотреть объективно, то частный сектор получает льготы на большую сумму, чем госкомпании. 

Кстати, в прошлом году ПВТ привлек прямых инвестиций 331 миллион долларов — около 800 миллионов рублей в эквиваленте. Получается интересная картина: учредители компаний вложили в них денег меньше, чем государство предоставило налоговых льгот. 

Привел только один пример. Но в Беларуси есть еще СЭЗ, резиденты которых тоже обладают серьезными преференциями, как и компании, которые ведут бизнес в сельской местности. Плюс наличие системы упрощенного налогообложения для малого бизнеса. Также имеют место инвестиционные договоры, которые тоже предусматривают льготы. Словом, частную компанию, которая работает по общей системе налогообложения, надо еще поискать. А любая льгота фактически является фискальной инвестицией государства. По большому счету, если реализовать старую мечту бизнес-союзов — равенство государственного и частного секторов, уравнять системы хозяйствования и изъятий, — то явно появилась бы возможность без ущерба для бюджета снизить ставки по ключевым налогам и отчислениям в ФСЗН. Правда, всем бы пришлось платить по единым правилам. Думаю, такое равенство бизнесу однозначно не понравится. Зато эффективность традиционных отраслей повысится. 

Очевидно, что по определенным направлениям в экономике должны действовать преференции. Но их бенефициарам, наверное, стоит вести себя поскромнее. И если уж очень хочется проводить сравнительный анализ с другими отраслями, то надо анализировать всю картину, а не только некоторые детали, выигрышные для себя. И на их основании провоцировать пиар-компании, посвященные проблемам отечественной экономики и достижениям частного сектора. Конечно, они есть. Но многих из них не было бы при отсутствии фискальных инвестиций.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter