Имя как призвание

«Уважаемая Риназеленая!»

Екатерина Зеленая, известная под сценическим псевдонимом Рина Зеленая, родилась в ноябре 1901 года в Ташкенте. Эта маленькая хрупкая женщина все драмы, трагедии и пафос ХХ века разделила вместе со своей страной, удивительно совпадая с ней в душевной щедрости, терпении, трудолюбии и мудрости. Ходила в школу при Николае II, пережила две войны, десяток генсеков и ушла из жизни в год распада Советского Союза, в День смеха. До конца долгой, насыщенной событиями жизни — а умерла Рина Зеленая в 89 лет в Москве — оставалась на сцене стойким профессионалом. Ее бесспорный талант и блистательное чувство юмора зрители и коллеги ценят до сих пор, вспоминая роли в кино, на эстраде и в театре с благоговением.

Грянула революция

А ведь воспоминания, как любила приговаривать сама Рина Васильевна, это очень условно. Она была третьим ребенком из четверых в русской семье. О своем детстве актриса писала в мемуарах «Разрозненные страницы», и достаточно увлекательно: «В нашей семье никто ни с кем не дружил. Были как бы составные части, которые, сложенные вместе, назывались «семья». Мама и отец — совсем не подходящие друг другу люди. Аккуратный во всем, педантичный в мелочах, незначительный интендантский чиновник‑служака берег каждую копейку более чем скромного жалованья… Мама, очень молодая (ее выдали замуж шестнадцати лет), так и не привыкла к нему, старшему, в очках, несимпатичному, с усами и бородкой». Кончилось все тем, что Василий Зеленый ушел из семьи к другой женщине. А 19‑летняя Рина вместе с матерью и младшей сестрой оказались в Одессе без средств к существованию. Там девушка ради жалованья и поступила в театр «КРОТ» под руководством Веры Инбер и Виктора Типота (в будущем автора оперетт «Свадьба в Малиновке» и «Вольный ветер»). И сразу выступления Рины стали пользоваться огромным успехом, она танцевала, пела, читала незатейливые стихи. Много шутила. Слава о комичной артистке быстро долетела до Москвы, где в ту пору появлялось много новых театров.  


«До революции это не имело никакого значения: кому было положено — знали и любили искусство, кому нет — и так проживут. Но пришло время, когда всем все стало надо: грянула революция», 
— описывала 20‑е годы прошлого столетия Рина Зеленая.

Очень скоро она перебралась в Москву, где поначалу выступала в ночных кабаре с песнями и музыкальными номерами, а в 1924 году стала актрисой Московского театра сатиры и вела богемный образ жизни. Гоняла бильярдные шары с Маяковским, читала свои рассказы Горькому, подкармливала начинающего поэта Михалкова. И даже с Есениным свиделась однажды в мистической гостинице «Англетер» в Санкт‑Петербурге. Есенин постучал в номер Зеленой. Он пришел извиниться за вчерашний скандал во время ее концерта, там поэт с кем‑то подрался. Она сказала ему, что не сердится, и потом всю жизнь жалела, что ее единственный разговор с Есениным «был ни о чем и ни за чем»…

Что за манера — шалить до самой смерти!

В 1929 году случилось открытие нового амплуа артистки, называлось оно «Риназеленая». Именно так обращались к ней в письмах малыши огромной страны. Дело решил случай: на один из концертов опаздывал аккомпаниатор, и, дабы потянуть паузу, организаторы попросили актрису исполнить «хоть что‑нибудь». Зеленая вышла на сцену и, запинаясь, детским голоском протараторила «Мойдодыра» Чуковского. Успех был столь оглушительный, что ей пришлось на ходу сымпровизировать еще несколько миниатюр. Так благодаря необыкновенному умению говорить детским голосом Рину Зеленую полюбили миллионы: пластинки, на которых актриса читает стихи Агнии Барто, Сергея Михалкова и Самуила Маршака, разлетались миллионными тиражами.


Любопытно, что с супругом — архитектором Константином Топуридзе, автором фонтанов «Дружба народов», «Золотой колос» и «Каменный цветок» на ВДНХ — они прожили вместе 40 лет душа в душу.  
Своих детей у них не было. Однако актриса сумела заговорить голосом ребенка так, что ей поверили миллионы. Она имитировала не только детский голос, но и детскую психологию. И до самой смерти не расставалась с блокнотом, куда записывала смешные словечки и рассуждения малышей.  
Настоящее удовольствие Рина Зеленая испытывала во время озвучивания мультфильмов, где ей чаще всего доставались роли юных героев. Именно благодаря ей по сей день популярны Вовка из Тридевятого царства, Лягушонок, который ищет папу, Щенок, пытавшийся понять, кто же сказал «мяу», и цирковое чудо Лошарик.

Во славу нашей Родины

В годы Великой Отечественной войны актриса не смогла остаться в стороне от беды, которая охватила страну, и сама написала в Министерство культуры письмо с просьбой отправить ее во фронтовые бригады, за что в 1944 году была награждена орденом Красной Звезды. Да, Рина Зеленая не участвовала в боях, но нередко рисковала жизнью, выступая перед советскими солдатами. В наградном листе, прилагающемся к ее ордену, написано: «Находясь на 4‑м Украинском фронте, т. Зеленая вместе с боевыми частями прошла через Карпаты. В минуты передышки между боями в землянке, разрушенном сарае или на поляне выступала в 83 концертах для рядовых, офицеров и генералов. Своим мастерским исполнением «детских рассказов для взрослых» воодушевляла воинов фронта на ратные подвиги во славу нашей Родины, на окончательный разгром врага».


Осенью 1945 года она побывала в Берлине и даже расписалась на стене Рейхстага. «Мне удалось втиснуться между фамилиями бойца‑пехотинца и матроса на одной из колонн», — вспоминала Рина Зеленая.

Королева эпизода

Большинство своих самых ярких и запоминающихся ролей актриса сыграла уже в послевоенное время: в 1960 — 1970‑х годах были созданы такие картины, как «Три толстяка», «Чиполлино», «Про Красную Шапочку». А уж ее черепаху Тортилу из «Приключений Буратино» помнят все! Сотрудники «Беларусьфильма», где снимал эту сказку режиссер Леонид Нечаев, и поныне хранят воспоминания о встречах с Риной Зеленой. Кстати, роль черепахи Тортилы Нечаев предлагал поначалу Фаине Раневской, но та, узнав, что фильм будет сниматься в Белоруссии, заявила, что по причине своего уже немолодого возраста не поедет в другую республику. А Рина Васильевна роли черепахи очень обрадовалась. Главным образом потому, что ее героиня должна петь. Петь она любила. «Когда по радио теперь объявляют: «Романс Тортилы», исполняет Рина Зеленая», — я чувствую себя тенором в опере», — шутила она.


К слову, критики до сих пор спорят, кто подарил миру больше афоризмов, Фаина Раневская или Рина Зеленая. Актрисы познакомились еще до войны на съемках фильма «Подкидыш», и сейчас уже вряд ли кто точно скажет, кому принадлежит авторство знаменитой фразы: «Муля, не нервируй меня». Ее приписывают обеим артисткам поочередно, и это объяснимо: в темпераменте, умении виртуозно импровизировать и шутить на площадке они друг другу не уступали.

Последней ролью, которую Рина Зеленая сыграла в кино, стала миссис Хадсон. Работа над образом растянулась на семь лет, последний из фильмов о приключениях Шерлока Холмса был снят в 1986 году, когда Зеленой исполнилось 85 лет, и по такому случаю она сказала режиссеру Игорю Масленникову: «Теперь называйте меня Руина Зеленая». Молодые актеры, которые работали тогда с «Руиной», поражались умению 85‑летней артистки всегда приходить на съемки в добром здравии и настраивать коллег на творческий лад. «Она всегда была на площадке легкой и веселой, — вспоминал Виталий Соломин. — И казалось, что ей это ничего не стоит. Меня это человеческое и профессиональное качество поразило».


Похоже, Рина Зеленая умело прятала от других свои личные вопросы и никогда не смешивала их с рабочими, чего порой так остро не хватает современным артистам, о личной жизни и трудностях которых мы знаем иной раз больше, чем о творческих достижениях. Но это уже история из другого поезда, лихо уносящего нас в век XXI… А Рина Зеленая остается для нас королевой своей эпохи: недосягаемая подруга Владимира Маяковского и Агнии Барто и в то же время добрейшая и родная черепаха Тортила и миссис Хадсон.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter