Утвержден проект зон охраны историко-культурной ценности «Музей-усадьба художника И. Е. Репина «Здравнево»

Министерство культуры Беларуси своим постановлением № 3 утвердило проект зон охраны недвижимой историко-культурной ценности «Музей-усадьба художника И. Е. Репина «Здравнево» в Витебском районе. Текст документа опубликован 21 февраля на Национальном правовом портале.

Фото из архива «СБ»

Речь идет об охране недвижимой историко-культурной ценности площадью 8,8 гектара, куда входят господский дом, дом дворецкого, подвал, территория в границах площади внутри изгороди. Проект разработан ГУПП «Институт Витебскгражданпроект» по заказу Витебского областного краеведческого музея в целях обеспечения сохранности историко-культурной ценности и ее окружающей среды. Документ определяет охранные зоны историко-культурной ценности и их границы, режимы содержания и использования охранных зон. Он разработан на основании архивно-библиографических исследований, анализа градостроительной ситуации и ландшафта.

Музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнево» был создан в августе 1988 года по приказу министра культуры БССР № 64 как филиал Витебского областного краеведческого музея. Находится в 16 км на север от Витебска на месте бывшей усадьбы художника Ильи Репина (1844—1930). Именно здесь в течение 1892-1902 годов мастер создал картины «Осенний букет», «Охотник», «Белорус», «На Западной Двине. Восход Солнца», «Лунная ночь», «Барышни на прогулке среди стада коров», «На солнце» и другие. Комплекс музея-усадьбы включает главный усадебный дом, в котором работает мемориальная экспозиция, дом управляющего (здесь разместилась администрация музея и выставочный зал), погреб, пруд, часть липовой аллеи. Площадь экспозиции музея составляет 242 кв. м.

После отъезда в 1930 году из усадьбы Татьяны Репиной, дочери художника, имение долгое время пустовало, а во время Второй мировой войны и вовсе было разрушено. И только спустя многие годы она была вновь восстановлена, но уже в качестве музея. Проект музея-усадьбы был разработан архитектором Павлом Кракалевым. Он основывался в своей работе как на сохранившиеся рисунки Ильи Репина, так и на воспоминания тех, кто бывал в усадьбе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter