Утраченные и обретенные оттенки бытия

Книжный навигатор
Уладзiмiр Караткевiч. Быў. Ёсць. Буду! Успамiны, iнтэрв’ю, эсэ. Укладальнiк Галiна Шаблiнская. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2005.

Книги серии «Жыццё знакамiтых людзей Беларусi» заслуженно пользуются популярностью. Неизвестное об известном писателе... Задачу отчасти удалось выполнить. К сожалению, из собранного материала всего треть вместилась в объем издания. Но, как говорит писатель Владимир Липский, Короткевич — это планета, следовательно, ее можно изучать всю жизнь и не постичь всех тайн. Харизматическая личность... Да, это чувствовали все — и случайные знакомые, и близкие друзья. Но кто–то видел Короткевича только в шумной компании, дерзким, богемным, любящим розыгрыши... Другим он открывался как человек тонкой, нежной души. Кто–то узнал его как рыцаря, энциклопедически эрудированного труженика, проводившего по 18 часов за письменным столом... Читателю предоставляется возможность составить свое мнение. А для полноты картины можно еще и услышать самого Короткевича — на диске, выпущенном в дополнение к книге, где писатель поет, читает свои стихи и словно обращается к нам с утверждением: «Быў. Ёсць. Буду!..»

М.Пруст. Под сенью девушек в цвету. Издательство АСТ, Москва, 2005.

Даже если вы проходили этого автора в институте, подобные книги заслуживают перечитывания — и для интеллектуального удовольствия, и для освобождения от вынесенного из студенческих лет убеждения, что это скучно... Это нужно нашему литературному слуху так же, как время от времени проверять настройку музыкального инструмента с помощью камертона. Хотя Пруст — это просто собрание всего того, что в современных текстах не приветствуется. Сегодня в моде произведения читабельные, с лаконичными предложениями, со стремительными поворотами сюжета, — чтобы между станциями метро можно было «проглотить» главу. Сюжет у Пруста невозможно ни пересказать, ни разделить на «составляющие» — как невозможно в картинах импрессионистов определить границы между предметами, возникающими из пестрой россыпи мазков, при приближении кажущихся хаотичными, а на расстоянии складывающихся в изящные, наполненные солнечным воздухом картины. Именно такова первая книга трилогии «В поисках утраченного времени», называющаяся несколько манерно «Под сенью девушек в цвету». В ней нужно просто жить... Неторопливо, смакуя каждую длинную, словно шлейф бального платья, фразу, каждый оттенок чувства, старательно облеченный в слова. Вместе с богатым болезненным юношей из начала прошлого века, инфантильным, амбициозным, с обычными подростковыми проблемами плюс издержки поэтической эмоциональной натуры... Этот герой не хорош и не плох, он просто — целый мир, как и каждый из нас, где можно найти отзвуки всех глобальных проблем человечества. Мы привыкли к искусству шока. Могут ли нас заинтересовать переживания подростка по поводу того, что с ним и его бабушкой на курорте не поздоровалась знакомая графиня, что никак не удается быть представленным хорошенькой девушке, что прислуга медлит принести платье? Уверяю вас, могут... Это и есть магия настоящей литературы, играющей смыслами, как ручей — оттенками солнечного и лунного света.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Светоч», Минск, пр–т Победителей, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter