ГАИ Беларуси призывает использовать фликеры в темное время суток

Утонувшие во тьме

ОСЕНЬ все очевиднее вступает в свои права, и с каждым днем темнеет все раньше. В райцентрах и агрогородках это как-то менее заметно — в назначенное время включается уличное освещение. А вот жителям небольших и отдаленных деревень иной раз в эту пору приходится на порядок тяжелее. И не секрет, что перегоревший фонарь или не надетый вовремя фликер в таких погодных условиях могут перечеркнуть чью-то судьбу. Количество несчастных случаев ежегодно увеличивается со сменой сезона, на осенние месяцы приходится годовой пик ДТП. Можно ли переломить печальную тенденцию? Ситуацию на местах изучали корреспонденты «СГ».

Братья за брата останутся жить в Ольшанах, куда вернутся из больницы после страшного ДТП


ДВИЖЕНИЕ в столинской деревне Ольшаны не менее интенсивное, чем на оживленных городских улицах: не успевает многотонная фура сбавить скорость перед «спящим полицейским», установленным недалеко от магазина, как юркая иномарка, вынырнувшая из-за массивного грузовика, даже не притормаживая, проскакивает через препятствие и исчезает за поворотом.



Если некоторые, с позволения сказать, водители способны на такие маневры в центре самого крупного на Брестчине агрогородка, то что говорить про его окраины, где инспекторы ГАИ появляются не так часто. Кстати, внимание Госавтоинспекции к Ольшанам теперь самое пристальное. Пару недель назад 16-летний школьник на «Жигулях» врезался в забор, а потом и в опору ЛЭП. По пути еще и велосипедиста сбил. 

Только по счастливой случайности обошлось без жертв. С травмами горе-водителя и пострадавшего по его вине человека доставили в больницу. 

Пообщавшись с сельчанами, услышал, что аварии могло и не быть, если бы сами сотрудники ГАИ не догоняли мальчишку и не вынуждали того увеличивать скорость. Вот как! Стоит ли после этого удивляться, что несовершеннолетний, у которого нет водительских прав, оказался за рулем автомобиля? И, надо полагать, не впервые, если имел опыт вождения. 

Самое интересное, что буквально накануне ЧП в ольшанской средней школе № 2, где учится этот шумахер, сотрудники ГАИ Брестской области проводили специальную акцию, главной темой которой стало соблюдение Правил дорожной безопасности. Говорят, ребята слушали выступающих с неподдельным интересом, соглашались с тем, что бесправникам не место за рулем, но очень скоро один из старшеклассников сам стал нарушителем. Почему? Выходит, слова, призывы, предупреждения доходят не до всех? 

ИНАЧЕ не произошла бы совсем недавно трагедия  на автодороге Ивацевичи — Пинск — Столин. Между деревнями Великий Лес и Глинка вылетел в кювет автомобиль БМВ Х5  (на снимке), за рулем которого сидел 21-летний парень из Ольшан. Вместе с ним в салоне находились еще 5 человек. Одному места в кабине не нашлось, и его закрыли в багажном отсеке. 

По предварительным данным ГАИ, водитель был трезв, но не имел прав на управление машиной. Легковушка, которую в какой-то момент занесло, вильнула в одну, затем в другую сторону, после чего несколько раз опрокинулась. Водитель погиб на месте, пассажиров с травмами различной степени тяжести доставили в медучреждения Столина и Пинска. Один из них до сих пор находится в реанимации. 

Как выяснилось, накануне аварии молодые люди весело и непринужденно проводили время в ночных клубах Пинска. Так как все были подвыпившими, порулить попросили трезвого. Того, который не имел прав. 

Четверо находившихся в машине, в том числе и погибший, были родными братьями. Некоторые из попавших в ДТП накануне неоднократно оказывались в поле зрения инспекторов ГАИ за нарушения Правил дорожного движения. 

Погибший недавно вернулся из армии. Односельчане говорят: был трудолюбивым, способным, вежливым. Да и другие ребята в конфликт с законом не вступали. Что же тогда на них вдруг нашло? Знакомые только разводят руками.

Михаил Лемеза около 3 лет возглавляет педколлектив школы № 1, в которой в разное время учились братья. Рассказывает, что, по отзывам учителей, проблем с ребятами не было. Они из многодетной семьи, где знают, что такое труд. В свободное от учебы время помогали родителям, к урокам готовились хорошо, участвовали в общественно-культурной жизни школы. 

Горе в семье. Родные и знакомые не находят себе места. Вся деревня в шоке. Управляющий делами Ольшанского сельисполкома Анна Васюхневич рассказывает, что безопасность на дорогах – серьезная проблема для крупного населенного пункта. Если учесть, что здесь проживает 7,5 тысячи человек, у многих сельчан есть автомобили, интенсивность движения очень высока. Кроме местного, здесь много транспорта из других регионов, который перевозит стройматериалы, выращенный в теплицах и на полях урожай. Сотрудники ГАИ постоянно дежурят на улицах агрогородка. 

В населенном пункте установлено несколько «спящих полицейских», пешеходные переходы обозначены. Правда, пройдясь по центру, я заметил, что не все жители пересекают проезжую часть в разрешенных местах. Если увидят автомобиль ГАИ, тогда непременно остановятся. А так зачастую идут, как им ближе и удобнее. Водители вынуждены притормаживать, чтобы пропустить нарушителей.




Александр КУРЕЦ, «СГ» 

kurec.a@mail.ru

Фликер… в кармане


НЕДАВНО гомельчанка Надежда Еремич получила «письмо счастья» со штрафом в 21 рубль — результат поездки к старенькой маме в деревню Ивановка Гомельского района. Теперь фликер она не снимает с сумки, он ее постоянный оберег.
Многие законопослушные граждане давно привыкли к фликерам. Однако у некоторых людей все еще сохраняется  настороженное к ним отношение. Кто-то смотрит на них с иронией, а кто-то и вовсе считает эту идею напрасной. 


У Светланы Бушевой (на снимке) из деревни Телеши Гомельского района  давно уже стало привычкой не выходить из дому, особенно в вечернее время, без светоотражающего предмета. Фликеры и на велосипеде, и на скутере, и на двух рукавах пальто. 

Но так относятся  к своей безопасности далеко не все. За 9 месяцев текущего года в Гомельской области произошло 123 наезда на пешеходов — 22 человека погибли и 116 получили ранения разной степени тяжести. Оштрафовано за отсутствие светоотражающих элементов в темное время суток 12729 пешеходов. Работники Госавтоинспекции утверждают: если бы многие попавшие под автомобиль были обозначены фликерами, трагедий можно было избежать. 

— Некоторые носят их в кармане, — вспоминает случаи из недавней практики инспектор ГАИ  Гомельского района Юрий Лубочкин. — Делаешь такому человеку замечание, а он невинно спрашивает: «За что? У меня же есть!»

С детьми, признается инспектор, проще. Они более ответственны и исполнительны. А главное, школьники знают, что фликеры в разы увеличивают безопасность человека на дороге, а водителю в темное время суток помогают гораздо раньше увидеть пешехода. 

Но вот как убедить взрослого человека в том, что фликер на рукаве нужен прежде всего не Госавтоинспекции, а ему самому?

Наталья ВАКУЛИЧ

Nvakulich2016@mail.ru

Фото автора

После полуночи хоть выколи глаз


Почему только милицию беспокоит отсутствие освещения на сельских улицах

НЕГЛАСНЫЙ режим экономии в освещении сельских улиц на Могилевщине, объявленный на летний период, во многих местах, похоже, действует и сегодня. Все делают вид, что ничего особенного не произошло – подумаешь, световой день в два раза меньше стал. Согласно решению Быховского райисполкома, уличные фонари  должны загореться еще 1 октября, однако их света не видно по сей день. Во многих деревнях вечером темень — хоть глаз выколи. Есть такие населенные пункты и в других районах. 

Где бы, вы думали, я нашла союзников? В милиции, само собой! Там следят за порядком, а тьма — время для темных дел. Могилевский райотдел внутренних дел уже дважды обращался в районный Совет депутатов с просьбой дать улицам свет и продлить на максимально возможное время освещение хотя бы в наиболее крупных населенных пунктах района.

— Аргументов за то, что экономить на освещенности улиц нельзя, множество, — разъяснил заместитель начальника отдела охраны правопорядка и профилактики Могилевского РОВД майор милиции Вадим Четверуха. — Сразу увеличивается число преступлений в общественных местах. У нас этот рост составил 18,4 процента. Почти вдвое увеличилось количество грабежей личного имущества, хулиганств. Произошло два угона автомобилей, тогда как в прошлом году их не было вовсе. Пусть темнота является косвенной причиной для совершения преступлений, но снимать ее вовсе со счетов нельзя.

Сколько жалоб на тьму кромешную слышат участковые, обходя частные дома, особенно от пожилых людей, не сосчитать. Но от этих просьб власти чаще всего отмахиваются – мол, более важных дел невпроворот. 

— Не всегда можем достучаться до местных органов власти, — прокомментировал ситуацию старший инженер межрайонного отдела организации дорожного движения ГАИ УВД Могилевского облисполкома Владимир Саханков. —  В третьем квартале  сотрудники ГАИ выявили 60 недостатков в работе освещения сельских территорий. Направили в органы власти 11 информаций. Но после полуночи выключается свет во всех сельских населенных пунктах области, хотя по нормам улицы и в городе, и на селе должны освещаться всю ночь. В начале года за неисполнение предписаний штрафами наказали некоторых председателей сельисполкомов в Костюковичском районе. Правда, к сожалению, свет там так и не загорелся. Нынешней осенью утонул во мгле и Быховский район.

КОНЕЧНО, нельзя обойти стороной и хозяев территорий — сельисполкомы. Именно они заведуют фонарями на сельских улицах, устанавливают режим освещения и оплачивают из собственного бюджета. И сразу приятная новость — не все деревни утонули во тьме. Убеждаюсь в этом, беседуя с председателем Мышковичского сельисполкома Кировского района Виталием Глековым:

— Не экономим даже летом, — рассказывает он. — Рациональное использование электроэнергии во время долгого светового дня – безусловно. По-хозяйски надо относиться к любым ресурсам, но экономить на настроении человека, его безопасности, уверенности, которую дает свет, не пытаемся. Практически каждую неделю мониторим уличное освещение вместе с работниками районных электросетей, прислушиваемся к пожеланиям людей и, чтобы предупредить их прямые обращения по этому поводу, стараемся сами отрегулировать график освещения улиц в 16 населенных пунктах нашего сельского Совета. Практически каждую неделю продлеваем срок горения фонарей. Люди у нас активные, молчать не будут. Финансовых средств в бюджете сельского Совета хватает, чтобы создать людям достойные условия для жизни.

В СВЕНСКОМ сельском Совете Славгородского района на освещении улиц экономили до середины осени. С понедельника фонари загорятся, обещает председатель Михаил Белошов:

— Летом сельчане и встают, и спать ложатся вместе с солнышком, поэтому мы и не зажигали свет на деревенских улицах. Претензий жители не высказывали — понимали, что в нашем бюджете лишней копейки нет. До сего дня у нас и дороги сухие, мы и старались сэкономить на освещении. Пришло время — теперь без света нельзя. До 22 часов будут освещаться  все общественные места, чтобы дети безопасно могли ходить по улицам, на кружки, внешкольные занятия.  Загорятся фонари на дорогах, ведущих от ферм, чтобы дояркам безопасно добраться и к утренней дойке в пять утра, и с вечерней после десяти вечера вернуться по свету домой.

Экономический прессинг над  бюджетами сельских Советов – это, конечно же, веский агрумент. Но сколько стоят наша безопасность, покой и уверенность?  Настоящую цену света начинаешь понимать, когда сам оказываешься в темноте.

Диана ГАРАНИНОВА

gardiana@tut.by 

Опасные игры на краю дороги


СТАТИСТИКА – вещь упрямая: именно осенью, когда раньше темнеет, жертв ДТП на дорогах становится больше. Особенно на селе. За примерами далеко ходить не нужно. Всего за одни сутки на этой неделе на дорогах страны погибли три пешехода.


Неподалеку от деревни Старокрасное Речицкого района молодой водитель автобуса наехал на лежавшего на проезжей части 63-летнего жителя Речицы. Пешеход погиб. Фликеров на нем не было. 26-летний брестчанин на своем «Пежо» точно так же не разминулся с жительницей деревни Комаровка – исход трагичен. Сельчанка лежала на дороге, никаких фликеров на ней не было, а ведь ее к тому времени уже 8 раз привлекали к ответственности за нарушение ПДД в качестве пешехода, уточнила старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Беларуси Анна Банадык. В четырех случаях – по пьяной лавочке.

Всего за девять месяцев этого года по вине пешеходов произошло 339 ДТП, в которых погибли 76 и получили травмы 270 человек. Каждый третий нарушитель был, что называется, подшофе. Часто такие сельчане падают, передвигаются ползком, сидят либо засыпают прямо на проезжей части. В Госавтоинспекции просят свидетелей такой опасной игры немедленно позвонить по телефону 102. Неравнодушие может спасти кому-то жизнь.

Кстати, с 17 по 28 октября Госавтоинспекция проведет республиканскую профилактическую акцию «Время стать заметным!». Маршруты патрулирования нарядов ДПС ГАИ приблизят к местам массового передвижения пешеходов. В часы пик и в темное время суток милиция проведет рейды у нерегулируемых пешеходных переходов, участков автомобильных дорог и улиц населенных пунктов, где риски наезда особенно высокие. Проверят, достаточно ли освещены аварийно-опасные участки, нарушителей привлекут к ответственности и еще раз напомнят о необходимости носить фликеры.

Алена ЯСКО, «СГ»

yasko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter