Утомленные солнцем

Размышления у распакованных чемоданов
Очередной телерепортаж о невеселом приключении белорусских туристов, застрявших по дороге из Румынии на станции техобслуживания на долгих 13 часов, лично у меня вызвал грустную улыбку. И проблема даже не в том, что один из агрегатов туристского автобуса дал течь в самый неподходящий момент. Огорчают два иных обстоятельства. Первое — неполадку заметил не квалифицированный техник, провожавший машину в рейс, а... таможенный инспектор. Второе — туроператор, отвечающий за организацию заграничного вояжа, и не подумал признать промах и принести извинения десяткам своих клиентов, чей отдых безнадежно испорчен. Дескать, подвел перевозчик, с него и спрос. Транспортники, в свою очередь, тоже не спешат посыпать голову пеплом. Выходит, виноватых нет?

Возможно, оплошность организаторов можно было бы списать на волю случая, если бы не одно «но». С дорожными неприятностями, как отметил заместитель директора департамента туризма Министерства спорта и туризма Игорь Лях, связана половина (!) жалоб, полученных этим ведомством. Не так давно группа туристов, отдыхавших в Крыму, провела в томительном ожидании под открытым небом 14 часов. В другой раз отдыхающих выгрузили чуть ли не на полдороги и пассажиры вынуждены были добираться домой на попутках. А как же лицо фирмы–оператора? Неужто не краснеет? Зачастую ни капельки...

Предложений на рынке туристических услуг сегодня в избытке: турбизнесом в стране занимается 635 фирм и индивидуальных предпринимателей. Вроде есть из чего выбрать даже самому взыскательному любителю путешествий. Тем не менее что ни год толпы недовольных качеством отдыха клиентов турагентств обивают пороги всевозможных инстанций — молят, просят, требуют вернуть выброшенные на ветер деньги. Нынешний год — не счастливое исключение. Скажем, в Белорусском обществе защиты потребителей «жалобный» сезон, как рассказала мне председатель общества Анна Суша, начался как никогда рано — еще в начале июня. Безусловно, не каждый, кто предъявляет претензии, прав. Допустим, одного вид из окна отеля на бассейн вместо моря веселит, а на другого действует как красная тряпка на быка. И все же немало жалоб рождается отнюдь не на пустом месте. Кстати, пресловутый транспортный вопрос в кабинетах юристов общества звучит нередко. Так кто же в ответе за незапланированные остановки в пути?

По словам директора департамента туризма Виктора Янковенко, если правда на стороне клиента, компенсация моральных издержек — прямая обязанность фирмы, с которой заключается договор на оказание туристических услуг. А уж после агентство вправе выяснять отношения с перевозчиком. Самое логичное для уважающего себя туроператора — прекратить сотрудничать с недобросовестным партнером. «Однако, — утверждает директор департамента, — сделать это не так–то просто. Рынок международных пассажирских перевозок очень ограничен. Не из чего выбирать. Кроме того, колесящие по тысячекилометровым маршрутам автобусы туристического класса далеко не первой молодости». Это, конечно, аргумент. В таком случае не разумнее ли турфирмам взвалить дорожные хлопоты на собственные плечи? Лишние затраты? Конечно, каждый решает сам, что важнее: сиюминутная выгода или долгоиграющий имидж.

Тем временем на туристической ниве грядут перемены, которые должны благоприятно повлиять на баланс количества и качества. Согласно новой редакции закона «О туризме» организацией тур-услуг в скором времени смогут заниматься только юридические лица. А вот индивидуальные предприниматели поставлены перед выбором: либо создавать фирму и нанимать квалифицированный персонал, либо уходить со сцены. С одной стороны, шаг прогрессивный. С рынка исчезнут «толкачи» дешевого, но сомнительного туристического продукта. С другой — «отсев» конкурентов может вызвать очередной скачок цен на путевки, и комфортный отдых на заморских курортах станет многим из нас не по карману. Конечно, есть альтернатива — белорусские здравницы (включая те, что находятся за рубежом). По сведениям Центра по санаторно–курортной работе «ЦентрКурорт» Управления делами Президента, желающих провести отпуск в наших санаториях с каждым годом все больше. Многие уже сейчас готовы бронировать путевки на следующее лето. И в самом деле, почему бы не приобрести тур в новый комплекс отдыха «Красная Поляна» («СБ» уже рассказывала об этом живописном уголке), не насладиться прелестями Сочи по вполне приемлемым ценам? В конечном итоге выбор клиента — лучший индикатор качества отдыха.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter