Утильсырье - производство "за углом"

"Итальянская химчистка, новое оборудование, высокое качество!" - сообщала реклама с экрана телевизора.
"Итальянская химчистка, новое оборудование, высокое качество!" - сообщала реклама с экрана телевизора. "Как раз кстати", - подумала я, вспомнив о пальто, на котором совсем недавно обнаружила маленькое пятнышко. И коллеги по работе поддержали: неси в химчистку, все-таки гарантируют удаление любых пятен. Я так и сделала, - жаловалась, позвонив в "СБ", клиентка одной из минских химчисток Тамара Ермакович. - И что теперь? Эти "итальянские мастера" из моего почти нового крэка настоящую клеенку сделали".

К сожалению, это далеко не первое нарекание на услуги химчисток в нашей республике. Только за последние три месяца прошлого года с аналогичными жалобами в Минское общество потребителей обратилось около 10 человек. Но, увы, далеко не каждому из них удалось отстоять свои права. А причина этого, как всегда, более чем тривиальная - неграмотность самих потребителей бытовых услуг. Как рассказала Тамара Ермакович, она спешила, поэтому, не глядя, подмахнула договор-заказ и, только придя на работу, стала его читать: "А там, Боже мой! Износ пальто, которое я купила полгода назад, приемщица почему-то оценила в 80 процентов, при этом говоря мне в глаза, что оно почти новое. А дальше в графе "Вниманию заказчика" написано: в случае сильного износа изделия (более 60 процентов) предприятие химчистки не несет ответственности за возможные механические повреждения в процессе обработки. А рядом объясняется - при химчистке изделий из всех видов кожи происходит срыв цвета и покрытия, проявляется разнооттеночность деталей изделия, не удаляются пятна, проявляются скрытые дефекты, возможны разрывы в слабых местах и проступления клея в местах проклейки швов, допустима усадка изделия до 8 процентов".

Казалось бы, что поделаешь, следовало вовремя читать соглашение. Но с другой стороны, почему, обращаясь к специалистам, потребитель должен ставить под сомнение их компетентность и выискивать статьи, в которых сообщается, что они могут не только почистить, но еще и испортить? Кто же прав? С этим вопросом я обратилась к заведующей химчисткой "Унивест" Людмиле Лагоша.

По ее словам, беда не в том, что химчистки плохо работают, хотя, конечно, встречаются и такие. На самом деле в первую очередь в подобной порче вещей следует винить их производителей, которые если и снабжают товар маркировкой по уходу за ним, то она зачастую оказывается ложной. Не без греха в этой ситуации и продавец, который порой, даже не выписывая чек, реализует вам на рынке заведомо некачественный товар. И наконец... сам покупатель, заплативший за данную вещь крупную сумму, но даже толком не поинтересовавшийся, а не является ли она, собственно говоря, одноразовой? Да-да, бывает и такое: покупает кто-нибудь, скажем, дубленку, а на ярлычке изделия значки перечеркнуты: ни чистить ее нельзя, ни стирать, ни гладить. "Поэтому, прежде чем взять в обработку какую-либо вещь, мы страхуемся и, обязательно поставив клиента в известность о возможных последствиях, берем в чистку одежду "без гарантии", - говорит Людмила Николаевна. - Впрочем, абсолютное большинство все равно соглашается, так как вещи к нам приносят уже в том состоянии, в котором носить их дальше просто невозможно".

Итак, что же может произойти с вашей пусть даже "почти новой" вещью, если она относится к разряду ширпотреба с неправильной маркировкой? Очень часто при химчистке обнаруживается, что, например, некоторые части в дубленке были просто приклеены, а клей, как правило, оставляет пятна по всей коже. Химчистка изделия с неправильно проведенным дублением материала для пошива также оборачивается печально для потребителя: несмытые в свое время дубильные вещества проступают белыми пятнами. Неправильная покраска изделия, использование нестойких красок приводят к его обесцвечиванию. Куртки, сшитые из кусочков кожи разной толщины, при химчистке перекашиваются. О крэке и вовсе говорить не стоит. Как отметила Людмила Николаевна, "мы единственные в Минске берем в химчистку такие изделия". По ее словам, изначально крэк придумали, чтобы замаскировать дефекты кожи (кожа покрывается специальной смолой). В то же время владельцы фирменных вещей с нареканиями на услуги химчисток не обращаются. Однако их, к сожалению, не больше 10 процентов.

Впрочем, совсем уж амнистировать работу химчисток не стоит. Нередко и здесь бывают промахи. Неправильно выполненная технология чистки, утеря изделия, порча одежды и так далее. Как рассказал корреспонденту "СБ" юрисконсульт Минского общества потребителей Григорий Бузо, в таком случае важно не позволить обвести себя вокруг пальца и внимательно читать все документы, которые вам предлагают подписать. А при возникновении конфликта нужно обращаться в химчистку с письменным заявлением, на основании которого в случае полной или частичной утраты или же повреждения вещи предприятие химчистки должно заменить испорченную или утраченную вещь на вещь аналогичного качества. Иначе клиент вправе потребовать двукратную стоимость потерянной или поврежденной вещи и вдобавок деньги за невыполненную услугу. Однако в подавляющем большинстве случаев эксперты признают причиной порчи все-таки производственный брак, а значит, возврат денег за испорченную вещь практически нереален. В лучшем случае, при решении спора мировым соглашением, химчистка бесплатно исправляет то, что можно исправить.

Поэтому рецепт от напрасной траты денег и нервов существует только один: создавать и покупать хорошие вещи. А до тех пор наши химчистки могут гарантировать только общую чистоту изделия, но не сохранение его внешнего вида. Словом, современные технологии могут многое, но не вс„ - и к этому, отдавая вещь в химчистку, нужно быть готовым.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter