Утереть нос классику

Как  добраться  до  макушки  Якуба  Коласа,  помыть  шевелюру  Пушкину,  а  также  почистить  брюки  Максиму  Горькому?

Как  добраться  до  макушки  Якуба  Коласа,  помыть  шевелюру  Пушкину,  а  также  почистить  брюки  Максиму  Горькому? 

Все скульптуры Минска распределены между организациями города. Например, памятник Максиму Горькому в одноименном парке закреплен за УП «Городские парки Минскзеленстроя». Моют его раз в неделю, и я решила попробовать себя в этом непростом занятии. 

Полдевятого утра, парк Горького, памятник. Действующих лиц четверо: водитель поливомоечной машины, два работника парка и я. С погодой не повезло: с утра моросил дождь, и памятник стал очень скользким.  Но по графику мыть его нужно сегодня. Чтобы принять контрастный душ, Максим Горький «тратит» не меньше часа. Писатель неприхотлив: пользуется обычным моющим средством. Щетка, тряпка, мыльный раствор и рабочие руки — все, что нужно, чтобы соблюдать монументальную гигиену классика. Правда, бывают случаи, когда мыльный раствор бессилен. Народная тропа к памятникам великих людей не зарастает: каждый хочет оставить на них свой след. 

— Горький у нас очень популярен. И среди посетителей хватает «стилистов», которые не прочь накрасить писателю ногти или подрисовать усы, — поделилась со мной Галина Бабицкая, мастер УП «Городские парки». — А мы потом оттираем краску растворителями. 

На этот раз оттирать ничего не пришлось: за неделю «народные умельцы» не успели сделать писателю маникюр. Но это вовсе не значит, что уборка далась легко. Залезть на скамью, где восседает Максим Горький, — целое искусство. Однако подняться к писателю — это полдела. Скользкая от дождя скамейка так и норовит сбросить вниз. Чтобы натереть памятник с ног до головы, у нас ушло около сорока минут. Затем пену с Горького смыли холодной водой из шланга — и «умытый» монумент готов радовать посетителей парка еще неделю. 

— Главная головная боль для нас — роллеры и скейтбордисты, — продолжает Галина Бабицкая. — Они облюбовали площадку возле памятника Горькому и катаются там постоянно. Если подойти поближе, можно заметить сколы и царапины на мраморе. 

Кстати, страдает не только памятник Максиму Горькому. В «Ремавтодоре» Центрального района Минска рассказали, что их объект — стела «Минск — город-герой» — тоже постоянно подвергается атакам со стороны любителей роликов и скейтов. 

— Ломают плиты, оставляют черные следы от колес, — жалуется начальник участка по содержанию объектов благоустройства «Ремавтодора» Центрального района Минска Александр Зеленковский. — А ведь эти следы не так-то просто отмыть… 

На балансе предприятия —  памятники многим знаменитостям: Янке Купале, Максиму Богдановичу, Александру Пушкину, Тарасу Шевченко… В «Ремавтодоре» говорят: особых проблем с ними нет, обрисовывают редко, сломать и захотел бы — не получится… 

Ремавтодоровцы проверяют глянец на своих памятниках ежедневно. 

— Если монумент запылился, направляем туда бригаду, водовозку и приводим в надлежащий вид, — рассказывает Александр Зеленковский. 

Иной раз, чтобы привести скульптуру в порядок, приходится потратить пару часов. И это только на то, чтобы смыть природные загрязнения. 

Если «живописцы-любители» все-таки приложили руку к памятникам, на помощь «Ремавтодору» приходит «Премьер-Сервис-Клининг». Работники предприятия приезжают на объект, подбирают химический раствор в зависимости от типа краски, которой испачкан памятник, и глубины поражения. Бригада из 5—6 человек может потратить на один объект от двух до десяти дней, в зависимости от сложности загрязнения. Заграничные химикаты стоят недешево, более дешевых аналогов нет. Например, почистить памятник Пушкину стоит 6—7 миллионов рублей. 

Памятник Якубу Коласу на одноименной площади моют раз в месяц. Над внешним видом великого белорусского литератора трудится бригада из трех человек. Необходимо три часа, чтобы он засверкал, как новый. Чтобы добраться до макушки Якуба Коласа, рабочие прибегают к помощи автовышки, которую специально заказывают в «Мингорсвете». Несмотря на то, что вокруг памятника всегда собирается много людей, рисунки и надписи появляются редко. 

— Последний случай был больше года назад, — рассказывает Александр Шейко, начальник участка по содержанию объектов благоустройства «Ремавтодора» Советского района. — Мы сразу провели внеплановую чистку. А вообще, от птиц у нас больше хлопот, чем от людей. 

Кстати, в Минске установлено 25 памятников известным людям. 

Свое мнение об уходе за городскими скульптурами высказал известный скульптор Владимир Жбанов: 

— Природа не может нанести серьезный ущерб памятнику, на это способен только человек. Патина на бронзе в умеренных количествах, наоборот, даже украшает монумент. Ржавчина на памятнике — результат недобросовестного литья, а значит, вина человека. Вообще, проблема номер один — люди, которые обрисовывают скульптуры. Взять, например, моих «Незнакомку» и «Девочку с зонтиком». Им кто-то разрисовал ногти и глаза. Службы, за которыми закреплены памятники, свою работу делают: смывают с них пыль и грязь, подметают территорию. Они не могут и не должны убирать с них краску. Это реставрационная работа, ею должны заниматься отдельные специалисты. 

На снимке: «утренний душ» для памятника Максиму Горькому.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter