Источник: Знамя юности
Знамя юности

Уступите дорогу

Перед летним отпуском в чемпионате «Формулы-1» команды участвовали в организованных FIA обязательных тестах. Помимо изучения технических новинок на болидах тесты позволили гоночным коллективам провести так называемую обкатку молодежи.

Reuters

Это раньше у команд были возможности наматывать тысячи километров на тестах и проверять молодежь на готовность к пилотированию самой совершенной и самой быстрой техники в автоспорте. Но в рамках ставшей популярной «борьбы за сокращение бюджетов» Международная федерация автоспорта запретила несколько лет назад эти свободные тесты. И теперь для испытания способностей молодых талантов по ходу сезона есть только два дня обязательных тестовых заездов в апреле и два дня перед каникулами летом.

Проблема смены поколений

Нынешние тесты в Будапеште остро обозначили проблему. Из 20 пилотов «гоночной элиты» никто в следующем сезоне уходить на пенсию вроде не собирается, прибытие новых команд не ожидается. А это значит, что даже самым ярким талантам, которые хорошо показали себя на Хунгароринге, мест на стартовой решетке фактически не пре­дусмотрено.

Самому «пожилому» ветерану пелотона Кими Райкконену в октябре исполнится 38, но руководство скудерии уже публично обнадежило финна, что его контракт на следующий год – вопрос решенный. Фелиппе Масса, которому исполнилось в апреле 36 лет, очень нужен «Уильямсу» для совершенствования их болида. А Фернандо Алонсо, которому по ходу Гран-при Венгрии исполнилось 36 лет, еще полон сил и не теряет надежд заработать свой третий чемпионский титул.

Нико Хюлькенберг, Джолион Палмер и Сергей Сироткин

Жертва на выбывание

Единственной жертвой на выбывание из списка пилотов на следующий год нам видится Джолиан Палмер, у которого дела не клеятся уже второй сезон подряд. Если в прошлом году его дуэль с напарником Кевином Магнуссеном по итогам сезона была просто не в его пользу – 1:7, то в этом – Нико Хюлькенберг, сменив датчанина в кокпите «Рено», просто уничтожил британского гонщика за первую половину чемпионата – 26:0.

Но даже на это единственное, казалось бы, реальное место для жаждущей молодежи шансов может не оказаться. Героем событий прошедших тестов оказался польский ветеран гонок Роберт Кубица, которому в нынешнем декабре исполнится 33 года. Травма, полученная шесть лет назад Робертом во время раллийных гонок, куда он иногда отлучался в свободное от основных гонок время, фактически поставила крест на формульной карьере поляка. Но тесты в Венгрии, на которые Кубица был приглашен своей бывшей командой «Рено», ясно показали, что у него есть еще порох в пороховницах и молодежь при одинаковых условиях и машинах пока еще не достигла его уровня пилотирования. Вдобавок к этому возвращение Роберта в гонки «Формулы», конечно, придаст сильный импульс и в медийном плане, что не так и маловажно для ведения бизнеса в автоспорте.

Фактически возвращение Кубицы вычеркнет из числа претендентов на следующий год российского пилота Сергея Сироткина, которого в этом сезоне в паддоке «Формулы-1» мы регулярно встречаем в качестве резервного гонщика «Рено». Останется ли россиянин еще на год в иллюзорном ожидании случайно высвободившегося места в болиде? Вряд ли.

Именно отсутствие регулярных тестов делает роль резервного пилота в «Больших призах» весьма сомнительной профессией «вечного запасного». Тем более если учесть, что Палмер пришел в «Формулу-1» с чемпионским титулом, полученным накануне этого в ГП2. А Сироткина взяли в «резервные гонщики» лишь с двумя третьими местами в этой же юниорской дисциплине, хотя у него были возможности, по правде сказать, выступить там и получше.

Понятно, что финансовая поддержка российского олигарха Бориса Ротенберга имеет какую-то роль в этом процессе, но и Джолиан пришел в «Рено» не с пустыми руками. Его отец, Джонатан Палмер, весь свой бизнес посвятил карьере сына, по крупинкам растя будущую британскую звезду. Но в автоспорте зачастую гоночная удача играет большую роль, чем большие деньги. А вот именно этой удачи и не хватает Джолиану, на долю которого выпадают чуть ли не все технические неполадки и гоночные инциденты, случающиеся в этом году с машинами «Рено». Не может похвастать особой удачливостью и Сироткин. Немногие попытки показать себя на трассе на пятничных свободных заездах во время Гран-при для Сергея заканчивались, как правило, отказом техники.

Никита Мазепин пробовал свои силы на тестах в Венгрии
Фото f1fanatic.co.uk

Еще один юный гонщик с российской лицензией пробовал свои силы на тестах в Венгрии. Это Никита Мазепин, которому весной исполнилось 18 лет. С прошлого года прописку ему в формульном паддоке обеспечила должность «пилота по развитию» команды «Форс Индия». Но в реальности особыми гоночными успехами Никита пока не блистал и теперь не блещет. В «Формуле-3», где он в этом сезоне оттачивает гоночное мастерство, идет пока на 12-м месте. И хотя о финансовых возможностях его отца (кстати, выходца из Беларуси) и его увлечении автоспортом (через призму карьеры сына) можно было судить по упорным слухам о предстоящей им покупке индийской команды, в действительности ожидать появления младшего Мазепина в «Больших призах», даже в роли рента-драйвера, пока не стоит. Тем более что более мощные финансовые силы в лице Стролла-старшего неожиданно проявили активность именно накануне венгерских тестов. Поговаривают, что канадский миллиардер готов стать владельцем «Форс Индия», забрав из «Уильямса» сына.

«Борьба отцов» за приобретение гарантированного «места под солнцем» их отпрыскам в привязке к будущему индийской команды, на наш взгляд, новых вакансий в пелотоне не создаст. А появление новых коллективов раньше 2020 года ждать не приходится.


Грядут изменения?

Есть еще, правда, слегка эфемерная идея выставлять по три болида от каждой команды, чтобы повысить зрелищность гонок в соответствии с планом развития «Формулы-1», реализуемым ее новыми хозяевами. Однако ее воплощение в жизнь создаст на первых порах чисто технические и организационные трудности, связанные, например, с размерами боксов и правилами подсчета очков. Требуется дополнительное время. Пойдут ли на это в FIA и руководстве «Больших призов»?

Венгерские тесты между тем показали зрелость и удивительную скорость таких крепких будущих кандидатов, как Шарль Леклер («Феррари») и Ландо Норрис («Макларен»). Чуть похуже смотрелись Джордж Рассел («Мерседес») и Пьер Гасли («Ред Булл»), но и они не так далеко отстали от основных пилотов команд, чтобы их не учитывать в числе претендентов. В общем, в «Формуле-1» ждут изменений под неформальным лозунгом «Дайте дорогу молодым!». И свидетелями интересного развития событий нам наверняка предстоит стать в самые ближайшие месяцы.

Петр ПОПЕЛУШКО, Владислав БЫЛИНА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter