Уступи дорогу жизни

О секретах успеха и планах по обеспечению дорожной безопасности на ближайшее будущее наш корреспондент беседует с заместителем министра внутренних дел — начальником милиции общественной безопасности генерал-майором милиции Виктором Филистовичем

Программа «Минус сто» выполнена на 220 процентов — таковы итоги одного из самых амбициозных милицейских проектов. А ведь поначалу мало кто верил в успех, фантастикой казались обещания руководства МВД переломить ситуацию на дорогах, сберечь, как минимум, 100 жизней, по статистике обреченных окончиться в авариях. Несмотря на хороший результат, милиция не собирается почивать на лаврах и останавливаться на достигнутом. О секретах успеха и планах по обеспечению дорожной безопасности на ближайшее будущее наш корреспондент беседует с заместителем министра внутренних дел — начальником милиции общественной безопасности генерал-майором милиции Виктором Филистовичем.

Доказали  себе и  людям

— Выполнение и даже перевыполнение программы «Минус сто» показывает, что не стоит опускать руки перед проблемами, какими бы глобальными они ни казались. Этот прекрасный результат показателен для тех, кто вместо реальных дел ограничивался возмущением по поводу нравов участников движения. Почему милиция, и в частности Госавтоинспекция, до этого работала не так наступательно?

— Нет, милиция во все времена честно выполняла свой долг. В прошлом году мы доказали себе и людям, что способны на большее. Теперь можно с уверенностью говорить: при хорошей организации работы и использовании новых нестандартных форм и методов можно многого добиться в вопросах безопасности дорожного движения. Несмотря на то что в прошлом году на дорогах страны появилось на 376 355 транспортных средств больше (их общее количество на сегодняшний день — почти 3,5 миллиона). Наименьшее число погибших – в Минске, затем следуют Могилевская, Гродненская, Брестская, Гомельская и Витебская области. И хотя в республике нет региона, в котором зафиксировано увеличение числа погибших, самые тревожные цифры — по Минщине.

Знаем, в чем здесь трудности, будем продолжать работу и, без сомнения, добьемся хороших результатов. Если честно, за рекордным перевыполнением программы «Минус сто» — тяжелый, титанический труд личного состава Госавтоинспекции, всех служб милиции общественной безопасности и криминальной милиции. Не случайно руководством МВД принято решение представить к государственным наградам ряд должностных лиц ГАИ, в первую очередь руководителей около 10 подразделений, на территории которых обеспечено снижение числа погибших на дорогах. Более 200 человек будут поощрены министром внутренних дел.

Один из основных секретов успеха — более уважительное и внимательное отношение к выполнению правил дорожного движения. Мы благодарны людям, которые поверили нам, помогали, проявили сознательность.

Нельзя не отметить еще один фактор, без которого выполнение программы было бы проблематичным, — это работа СМИ. Мы признательны журналистам газет, журналов, радио и телевидения за понимание нашей общей задачи, за регулярное информирование населения о проблемах дорожной безопасности. Из средств массовой информации люди узнавали о ситуации на дорогах, причем в аналитических материалах показывались причины, последствия дорожно-транспортных происшествий, рассказывалось о нарушениях, которые приводили к трагедиям, о мерах безопасности.

— Можно ли сопоставить белорусские результаты с состоянием дорожной аварийности в  других стра­нах?

— Во всех государствах, граничащих с Беларусью, зафиксировано увеличение числа дорожно-транспортных происшествий. Если у нас этот показатель составляет минус 7,5 процента, то в Украине — 24, в Польше — 8, России — 3,4, Литве — 3 — все со знаком плюс. Примерно такая же картина с погибшими и ранеными в результате ДТП. Таким образом, наша страна единственная, где не допущено прорыва негативных тенденций, где благодаря целенаправленной работе правоохранительных органов и стремлению людей к установлению стабильности и порядка на дорогах погибло на 12,4 процента людей меньше. Хотя, вы знаете, оценивать нашу совместную работу в цифрах или какими-либо другими критериями вряд ли уместно, потому что речь идет о спасенных человеческих жизнях.

Причина  успеха

— Виктор Леонидович, а что, на ваш взгляд, в наибольшей степени повлияло на умы участников движения?

— В первую очередь — широчайшая информационно-разъяснительная, агитационная работа, направленная на популяризацию правил дорожного движения.

Неплохой эффект дала работа с пешеходами. По их вине произошло меньше, чем в прошлом году, ДТП. Количество пострадавших снизилось на 20 процентов. Мы смогли переломить ситуацию в части обозначения пешеходов световозвращающими элементами. Этот процесс шел очень сложно, пришлось провести огромную работу, привлечь к ней не только госавтоинспекторов,но и представителей других милицейских служб. Более 60 процентов милиции работало на то, чтобы объяснить необходимость ношения световозвращающих элементов. Теперь результаты очевидны:  половина населения страны, выходя на проезжую часть в темное время суток, обозначает себя. И наша очередная задача — закрепить в сознании людей необходимость ношения фликеров и продолжить работу с теми, кто еще не убедился в явном преимуществе такой меры безопасности.

— Какие еще задачи, связанные с обеспечением дорожной безопасности, будут решаться в этом году?

— Очередной этап работы пройдет на абсолютно новом качественном уровне с учетом прошлогодних проб и ошибок, накопленного опыта. Предстоит добиться того, чтобы световозвращающими элементами были оснащены велосипедисты. Пока мы рекомендуем этим участникам дорожного движения передвигаться по проезжей части в световозвращающих жилетах, а к концу года, надеюсь, внесем соответствующие изменения в Правила дорожного движения и будем требовать ношения велосипедистами специальных жилетов. Это, по нашему мнению, позволит уменьшить количество аварий с участием велосипедистов. В прошлом году этот показатель снижен на 11 %. 

— В некоторых странах Запада велосипедисты не имеют права передвигаться без шлемов. У нас не планируется что-то подобное?

— Пока нет. Мы не считаем, что ношение шлема серьезно повлияет на снижение тяжести последствий ДТП. А вот использование любителями велоспорта световозвращающих элементов наполовину уменьшает вероятность аварий. Также в этом году мы начали более предметно работать с трактористами и машинистами сельскохозяйственных машин. Зачастую они передвигаются с прицепами, не оборудованными сигнальными фонарями, могут спокойно оставить эти прицепы на проезжей части, в результате водители их не замечают, и ДТП неизбежны. Таких случаев в прошлом году были десятки. И ситуация не должна повториться. Мы ужесточим требования к этой категории участников движения.

По-прежнему большое внимание будем уделять мотоциклистам. Как известно, последние два года при каждом отделении ГАИ сельских РОВД функционируют кружки, в которых инспекторы один-два раза в неделю проводят занятия с желающими получить водительское удостоверение категории «А», чтобы управлять мотоциклом. Эти занятия бесплатные, на них ребят готовят по теории и практике, а затем предоставляют им возможность сдать экзамены. Эта форма работы себя очень хорошо зарекомендовала, количество ДТП с участием мотоциклистов сократилось на 10 процентов, поэтому обязательно ее продолжим. 

Новаторство  во  спасение

— Каких нововведений следует ожидать участникам дорожного движения?

— Перед нами стоит важная задача — введение балльной системы оценки правонарушений. Сейчас готовится соответствующий нормативный правовой документ, проект указа Президента Беларуси. На мой взгляд, балльная система – хороший сдерживающий фактор, благодаря которому мы реально повлияем на ситуацию на дорогах страны. Технически мы готовы к началу работы уже с 1 марта.

Чтобы госавтоинспекторы могли уделять основное внимание информационно-пропагандистской работе по соблюдению правил дорожного движения со всеми категориями граждан, начиная от малышей и заканчивая пенсионерами, мы будем наращивать число приборов видеонаблюдения с видеофиксацией. Техника, а не люди, будет контролировать транспортные потоки, скоростной режим, оказывать помощь в борьбе с нарушителями. Проведен тендер – в ближайшее время будет закуплено 250 систем видеонаблюдения с видеофиксацией типа «Визирь». Причем эти приборы можно будет устанавливать не только в милицейских автомобилях, но и на улицах, в местах, где происходит наибольшее число аварий.

Система позиционирования, которую сейчас планируем развернуть в службе охраны, со временем появится и в ГАИ. Это позволит отслеживать любое транспортное средство, находящееся на маршруте, что сократит время реагирования на заявления и сообщения, прибытия на места ДТП и совершения преступлений.

И, наконец, основной технической новинкой этого года станет вертолет. Уже в марте мы начнем активно его использовать для патрулирования дорог, контроля над участниками дорожного движения и, что немаловажно, оказания помощи людям, попавшим в аварии. Статистика говорит о том, что около 300 человек ежегодно погибают из-за того, что им не была оказана вовремя медицинская помощь. В МВД будет создано авиационное подразделение, и я не сомневаюсь, что с ним порядка на белорусских дорогах станет больше, а печальная статистика погибших в авариях пойдет на убыль.

Пьяному  за  рулем  пощады  не  будет

— Можно ли говорить о хороших результатах в борьбе с водителями, которые позволяют себе садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения?

— Можно, потому что каждый водитель уже усвоил: если позволит себе такое серьезное нарушение, пощады ему не будет. Его ожидает лишение водительского удостоверения. И, как это предусмотрено законодательством, при повторном задержании в течение года возбуждается уголовное дело. В прошлом году, кстати, привлечено к уголовной ответственности 1150 человек.

Жесткие меры, заложенные в законодательстве, сыграли большую позитивную роль. В 2006 году задержано на 20 тысяч больше правонарушителей, чем годом позднее. Но в этом вопросе нельзя преуменьшать и роль разъяснительной работы. Особенно отрезвляюще действует на людей фильм «Уступи дорогу жизни», в котором показаны последствия человеческой беспечности и ошибок на дорогах. Страшные кадры показываем не только нарушителям, но и  в студенческих аудиториях, трудовых коллективах, с недавнего времени —  в качестве киножурнала на последних сеансах в кинотеатрах и обязательно во всех регистрационно-экзаменационных подразделениях будущим водителям. Да, фильм страшный, но он документальный, и нам не остается ничего иного, как учить людей на непоправимых ошибках других, чаще всего погибших. Будем проводить такую учебу  до тех пор, пока у большинства наших граждан не выработается стойкое убеждение всегда соблюдать правила дорожного движения.

Не  в  тесноте  и  не  в  обиде

— Мы сделали все возможное, чтобы каждый человек, получающий водительское удостоверение, нуждающийся в регистрации и постановке на учет транспортных средств, имел возможность сделать это комфортно. В прошлом году по поручению министра внутренних дел Владимира Наумова мы дополнительно открыли шесть РЭП ГАИ. На сегодняшний день в республике 43 таких подразделения. Это, без сомнения, правильный шаг: если раньше одно РЭП обслуживало жителей пяти районов, то теперь — трех, что серьезно повлияло на качество.

Кроме того, глава МВД принял решение приобрести дополнительное количество транспортных средств для регистрационно-экзаменационных подразделений ГАИ. Это продиктовано увеличением продолжительности приема практического экзамена на получение водительского удостоверения. Уже в  феврале текущего года на 10 машин увеличится автопарк соответствующего подразделения столичного ГУВД.

Прошлый год ознаменовался еще двумя позитивными сдвигами: все РЭП ГАИ были укомплектованы мотоциклами и компьютерами.

Следующим шагом в этом направлении станет создание единой системы, позволяющей управлять компьютерами, на которых сдают экзамены, дистанционно, с центрального сервера УГАИ. То есть при приеме экзаменов человеческий фактор будет полностью исключен. Программа обновляется раз в две недели, насчитывает тысячу вариантов, и кандидат на получение водительского удостоверения не сможет рассчитывать на какую-либо помощь — только на свои знания.

В этом году продолжается активная работа по наведению порядка на дорогах. Причем участвовать в ней будут представители разных служб. Личный состав органов внутренних дел сделает все возможное для выполнения Директивы Президента № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», одним из требований которой является повышение безопасности дорожного движения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter